На тему: патриотизм в произведениях Есенина
Антиподом Маяковского был Есенин, для которого не столь существенны были социальные перемены, происшедшие в стране Октября, сколько ее непреходящая национальная сущность, воплотившаяся для Есенина прежде всего в образах родной природы, одушевленной и очень человечной. «Как бы ни был красив Шираз, — писал Есенин в «Персидских мотивах», — он не лучше рязанских раздолий». Грядущее царство интернационализма, в котором не будет места национальному патриотизму, Есенин не понимает и отвергает: «Но и тогда, когда на всей планете
Индустриализация села, утрата им патриархальных традиций связи с землей, природой, Богом трагически воспринимается Есениным. С какой пронзительной горечью звучат, например, слова деревенского старика из стихотворения: «Русь советская»: «На церкви комиссар снял крест. / Теперь и богу
Накопытили». Разрушение патриархальной деревни было для Есенина трагедией, потому что фактически означало потерю той самой родины, которую воспевал Есенин. Сам поэт признавался, что не годится в «новую жизнь», что он «остался в прошлом одной ногою». Трагический разрыв со временем, ощущение отъединенности собственной судьбы от судьбы народа и родины сделали лирику Есенина, особенно позднюю, такой щемящепронзительной.
Произведения Есенина — один из лучших образцов патриотической лирики в русской литературе.
В начале XX века Россия вступила в тяжелую и бурную эпоху войн и революций, из которых важнейшее значение, естественно, имели Первая мировая война и Октябрьская революция. Первые отклики на эти события были чисто эмоциональными и осуществлялись в основном в лирической форме. Осмысление этих грандиозных событий, и прежде всего революции, пришло чуть позднее. При этом последующие непосредственно за 25 октября 1917 года события — гражданская война, разруха, коллективизация и др. — воспринимались большинством писателей как продолжение революции, так что самому перевороту 25 октября в литературе было уделено довольно мало внимания — разве что в поэме Маяковского «Хорошо!».
Осмыслению подвергался весь процесс ломки старого жизненного уклада.
На тему: патриотизм в произведениях Есенина