На тему: Символизм в двадцатом веке

Символизм был самым значительным явлением в поэзии «се­ребряного века». Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и «бескрылого реализма», символизм был эстети­ческой попыткой уйти от противоречий реальной действитель­ности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоре­тические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года «О причинах упадка и новых течениях современной рус­ской литературы».

Символисты утверждали три главных элемен­та: мистическое содержание; символы, естественно возникаю­щие

из глубин души художника; утонченные способы выраже­ния чувств и мыслей. Целью символизма был подъем к «иде­альной человеческой культуре», который можно осуществить через синтез искусств. Ключевым понятием символизма был символ. Символ — это многозначное иносказание, которое со­держит в себе перспективу развертывания смыслов. В сжатом виде символ отражает истинную, скрытую сущность жизни.

Вяч. Ива­нов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине».

Но символ явля­ется и полноценным

образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем смыслов.

В русском символизме существовали две ветви — «старшие сим­волисты» и младосимволисты. «Старшие» связывали искусство с богоискательством, с религиозными идеями. В своей поэзии они развивали мо­тивы одиночества, роковой раздвоенности человека, непозна­ваемости действительности, ухода в мир предчувствий.

«Младшие» символисты ищут в реальном его тайный смысл. Их символы, внешне не называющие связи с действительностью, должны были отра­жать действительность, познаваемую не разумом, а интуитив­но. Философской основой «младших символистов» были идеи Владимира Соловьева, который считал, что миром правит Мировая Душа. Она воплощается в образ Вечной Женственно­сти, к которой должен устремляться поэт, пытаться выразить ее.

Символисты исходили в своем творчестве из идеи двоемирия: реальный мир лишь несет отпечатки вечных сущностей, истинного мира.

Поэзия символистов отличается особой тональностью, яр­кой эмоциональностью, музыкальностью. В ней создается своя система образов — Прекрасная Дама, Вечная женственность, Душа Мира. Складывается и свой словарь, где часто употребля­ются слова «тайна», «дух», «музыка», «вечность», «мечта», «ту­манный призрак» и т. д. У каждого символиста был свой круг ключевых символических образов.




На тему: Символизм в двадцатом веке