На тему: Символизм в двадцатом веке
Символизм был самым значительным явлением в поэзии «серебряного века». Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и «бескрылого реализма», символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы».
Символисты утверждали три главных элемента: мистическое содержание; символы, естественно возникающие
Вяч. Иванов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине».
Но символ является и полноценным
В русском символизме существовали две ветви — «старшие символисты» и младосимволисты. «Старшие» связывали искусство с богоискательством, с религиозными идеями. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, роковой раздвоенности человека, непознаваемости действительности, ухода в мир предчувствий.
«Младшие» символисты ищут в реальном его тайный смысл. Их символы, внешне не называющие связи с действительностью, должны были отражать действительность, познаваемую не разумом, а интуитивно. Философской основой «младших символистов» были идеи Владимира Соловьева, который считал, что миром правит Мировая Душа. Она воплощается в образ Вечной Женственности, к которой должен устремляться поэт, пытаться выразить ее.
Символисты исходили в своем творчестве из идеи двоемирия: реальный мир лишь несет отпечатки вечных сущностей, истинного мира.
Поэзия символистов отличается особой тональностью, яркой эмоциональностью, музыкальностью. В ней создается своя система образов — Прекрасная Дама, Вечная женственность, Душа Мира. Складывается и свой словарь, где часто употребляются слова «тайна», «дух», «музыка», «вечность», «мечта», «туманный призрак» и т. д. У каждого символиста был свой круг ключевых символических образов.
На тему: Символизм в двадцатом веке