На тему: ЗНАЧЕНИЕ ПОХВАЛЬНЫХ ОД М. В. ЛОМОНОСОВА

Жизнь и творчество великого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова представляет собой замечательный пример беззаветного служения своей родине. «Историк, риторик, физик, меха­ник, химик, минералог, художник и стихотво­рец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов яв­ляется автором замечательных открытий, созда­телем фундаментальных научных трудов в раз­личных областях знаний.

Одной из неоценимых заслуг в развитии оте­чественной эстетической мысли и национальной литературы стал его вклад в реформирование рос­сийского стихосложения.

М. В. Ломоносов лик­видировал разрыв между содержанием и формой стиха, разработал нормы русского литературно­го языка.

Именно ему принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового для России того времени жанра хвалебной оды.

Ломоносов стремился выразить свои впечат­ления от ярких общественных событий, от новой жизни, которая занимала все более твердые по­зиции в России. А сделать это средствами старо­го языка и старых жанров было просто невозмож­но. Поэтому он начал активные поиски новых языковых средств, разрушавших нормы деловой и книжной речи допетровской Руси. И первым шагом на этом

пути были попытки поэта связать литературный письменный язык с живой разго­ворной речью. Эти попытки привели автора к выделению трех «штилей», за каждым из кото­рых закреплялись определенные поэтические жанры.

Особенно ярко новаторство Ломоносова проявилось в формировании «высокого штиля», к которому, в частности, относятся хвалебные оды. Этим стилем должны писаться, по мнению Ломоносова, «героические поэмы», «оды, проза­ичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются». Сам поэт в своем творчестве чаще всего пользовался именно этим стилем и этими жанрами. «Жанр оды, — писал А. В. Западов, — позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопро­сам, имеющим государственное значение, и сде­лать это сильно, красиво, образно».

Это в наивысшей степени отвечало задачам великого ученого и поэта.

Оды Ломоносова — это величественные, тор­жественные и вместе с тем глубоко проникновен­ные произведения. Они, как и вся деятельность поэта, служили «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского све­та», были подчинены заботам о духовных и ма­териальных нуждах народа. Автор похвальных од воспел «небу равную Россию», обширность ее территории, трудолюбие и одаренность ее наро­да, героизм и мужество русских солдат. Ломоносов-одописец вступил в литературу победно-патриотической «Одой на взятие Хотина», написан­ной после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, долгое время считавшейся не­приступной. Эта ода открыла собой новую эпоху в истории русской поэзии.

Здесь особенно ярко проявилось полное соответствие между формой и содержанием. Об «орлином полете» героичес­ких русских войск Ломоносов повествует стихом, наполненным такой же стремительной энергией, «бодростью и героическим звоном» и вместе с тем небывалым до того времени благозвучием. О подвиге безымянного героя, мужественного и отваж­ного русского солдата, «росса», автор пишет с искренним восхищением:

Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку:

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

Напряженность, патетический тон повество­вания усиливаются здесь риторическими вопро­сами, восклицаниями поэта, адресованными то русскому воинству, то его неприятелю. Есть в произведении и обращение к историческому про­шлому России — прием, ставший впоследствии одной из устойчивых черт одического жанра.

После этого стихотворения торжественная ода становится основным стихотворным видом в творчестве Ломоносова. В своих произведениях он нередко щедро рассыпал хвалебные слова в адрес российских самодержцев. Поэт посвящал оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Ели­завете Петровне, Петру III и Екатерине II. При этом содержание и значение его похвальных од намного шире и важнее официально-придворной поэзии. В них автор развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами Русского государства.

Поэт хранил в душе веру в то, что правители осуще­ствят хотя бы какую-то часть задуманного им, а похвальная ода представлялась ему наиболее удобной формой беседы с царями. В форме похва­лы за дела, еще не совершенные, но важные и полезные для России, автор давал свои советы главам государства. Так желаемое выдавалось им за действительное, а высказанная похвала обязы­вала правителя быть достойным ее.

В одах Ломо­носова создается образ идеального царя, который заботится о распространении просвещения, об ус­пехах наук, об улучшении экономического поло­жения и о духовном росте своих подданных. Са­мым ярким примером, достойным подражания для всех российских правителей, становится у поэта Петр I. Вот как он говорит об этом в стихо­творение «Надпись к статуе Петра Великого»:

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и, царствуя, служил, Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних супостатов;

И, словом, се есть Петр, отечества отец;

Земное божество Россия почитает,

И столько алтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.

Из восторженных строк Ломоносова мы ви­дим, что для русских просветителей идеальным царем был труженик, находящийся в народной гуще, «приемлющий ту же пищу», что и его сол­даты, всегда пребывающий «в поте, в пыли, в дыму, в пламени». Именно таким был, по мне­нию автора, Петр. Такими же хотел видеть он и его последователей. Восшествие на престол им­ператрицы Елизаветы Петровны дало поэту и всем русским людям надежду на дальнейшее раз­витие «дела Петрова»:

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв, облобызала:

«Мне полно тех побед, — сказала, — Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток».

Однако похвальные оды Ломоносова адресо­вались не только коронованным особам. Через правителей слова поэта должны были «сердца народа привлещи». Восхваляя царей и цариц, автор, тем не менее, замечал все их недостатки.

Потому в его одах нередко появляются обличи­тельные интонации. Так, он осуждает антинаци­ональную политику Петра III, высказывает пре­дупреждение в «Оде о Екатерине II, 1762» о боль­шой опасности для императрицы в случае, если от нее отвернется народ:

Услышьте, судии земные И все державные главы:

Законы нарушать святые От буйности блюдитесь вы И подданных не презирайте,

Но их пороки исправляйте Ученьем, милостью, трудом.

Вместите с правдою щедроту,

Народну наблюдайте льготу,

То Бог благословит ваш дом.

В своих одах поэт предстает перед нами как неутомимый поборник просвещения и прогресса, страстный борец за развитие национального са­мосознания народа. Автор выражает чувства на­стоящего патриота, славит Россию, призывает соотечественников на труд и подвиг ради отчизны, побуждает правителей к активным действи­ям на благо своего народа. В этом — основная сила, жизненность и неоценимое значение по­хвальных од М. В. Ломоносова.




На тему: ЗНАЧЕНИЕ ПОХВАЛЬНЫХ ОД М. В. ЛОМОНОСОВА