Новаторство Чехов-драматурга
В пьесе «Чайка» затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. «Чайка» построена не на остросюжетном драматическом действии, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов открыл трагедию будничности, показал ее в сценических образах. Он изображает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий.
Чехов выносит сценически «удобные» эпизоды за сцену. Например, в пьесе есть по меньшей мере два эпизода, которые в традиционной
Каждый герой имеет свою задачу в творческом замысле автора. Поэтому он избегает внешних эффектов, а принуждает внимательно следить за всеми героями. Язык каждого персонажа имеет «подтекст».
Важную роль в чеховских пьесах сыграют паузы. Они будто дополняют подтекст
Нина задумчиво повторяет: «Да, чайка». Пауза. «Больше нам говорить нельзя, сюда идут». Пауза помогает сосредоточиться на оскорблении чайки. Зритель припоминает предыдущий разговор героев, когда Тригорин записал в блокнот «сюжет для небольшого рассказа» о девушке, которую походом потерял «один мужчина».
Но содержательность разговора героев выясняется значительно позднее. Пауза создает определенное эмоциональное напряжение. Зритель будто ожидает, что герои раскроют что-то очень важное, а этого не происходит. И зритель должен сам додумать, что скрывается за этим молчанием. Особую атмосферу создают ремарки.
Вот сцена Треплива и Нины. Ремарка: входит без шляпы, с ружьем и убитой чайкой. Он кладет чайку возле ног Нины.
Почему Чехову важно, что Треплив без шляпы? Дальнейший разговор объясняет это. «Я имел подлость убить сегодня эту чайку… Скоро так же я убью самого себя».
Читатель понимает, что гибнет что-то очень важное для Треплива, возможно, гибнет его мечта, а возможно, гибнет чистая и доверчивая Нина. Здесь нельзя стоять в шляпе.
Называя это произведение комедией, Чехов будто подчеркивает, что главная героиня его пьесы — будничность, которая расточает лучшие человеческие чувства и отношения, которая разрушает личность и делает характеры мелочными, почти комическими. «Чайка» была той «первой птицей», что принесла обновление в русскую драматургию.
Новаторство Чехов-драматурга