Новаторство драматурга Генрика Ибсена, художественные особенности его произведения «Кукольный дом»
Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, стремлению к самосовершенствованию.
Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: систематизация и обобщения изученного.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Мужчина и женщина, словно царь и царица, увенчаны каждый своей короной. И он, и она правят своим миром посреди рода человеческого. У каждого из них — свои особые права. Мужчина — это внешняя сторону мира, а женщина — внутренняя, скрытая; мужчина завоевывает и подчиняет, а женщина как неисчерпаемый подземный источник, который дает силу дереву жизни», — говорил мудрец Елиягу Ки. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но все, наверное, признают ту истину, что мужчина и женщина — равноправные представители рода человеческого, которые не могут обойтись друг без друга.
Поэтому
II. Объявление темы и цели урока
III. Повторение, систематизация и обобщение изученного.
1. Сообщение учителя о прототипе Норы.
— У образа Норы есть целиком реальный прототип. Это датско-норвежская писательница Лаура Килер. Под влиянием Ибсеневской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книжку «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с Лаурой и посоветовал ей заняться литературой; между ними завязалась дружба.
Лаура вступила в брак по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Жена старалась защитить его от материальных проблем и, когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла возвратить долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась.
Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. .
Нора и Лаура имеют много общего, но есть и важная разница: Нора сама уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу — это ее сознательное решение.
2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».
Какие повороты сюжета возможны?
3. Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий пьесы «Кукольный дом»
4. Решение проблемных вопросов и задач.
В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»?
Расшифруйте цепочку «дочь » кукла-женщина » человек-борец».
Докажите, что «Кукольный дом» — социально-психологическая драма.
Определите черты «новой драмы».
5. Слово учителя.
— Взнос Г. Ибсена в развитие театра чрезвычайно весомый и разнообразный, итак не удивительно, что под его влиянием находились как представители социально-критического театра, так и драматурги-символисты. Возник даже термин «Ибсенизм».
Тем не менее, Ибсен стал новатором не только в драматургии. Он был смелым мыслителем, который не боялся переоценивать общепризнанные идеалы. Н. Бердяев, известный русский философ, подчеркивал радикализм и максимализм его сомнений: «Ибсен с гениальной остротой ощутил и поставил проблему личной судьбы и проблему конфликта творчества и жизни».
Целиком закономерно, что имя Ибсена всегда упоминают рядом с другими властителями мыслей и нарушителями покоя того времени.
IV. Домашняя задача.
Подготовиться к беседе по внеклассному чтению; подготовить сообщение о сценической истории пьесы; прочитать пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад».
V. Итоги урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Закончите предложение:
— Я понял…
— Семейное счастье в семье Хельмеров, по моему мнению, не сложилось потому, что…
— Новаторство Ибсена заключается в том…
Новаторство драматурга Генрика Ибсена, художественные особенности его произведения «Кукольный дом»