Образование, наука, изобретения в золотом веке в России
Образование, наука, изобретения в золотом веке в России
Образование и наука характеризуются следующими моментами.
Система образования. Политика государства в отношении просвещения была противоречивой: потребности в образованных кадрах и опасность распространения нежелательных идей поочередно перевешивали друг друга. Поэтому периоды либеральной политики в образовании сменялись консервативно-охранительными мероприятиями, связанными с усилением сословных ограничений и религиозной составляющей образования.
Мощнейшими
- низшая ступень, дававшая фактически начальное образование: церковно-приходские, земские и городские школы, народные училища. Учредителями этих учебных заведений были государство, земские и городские органы самоуправления, а также частные лица; средняя ступень
Среди позитивных тенденций в развитии образования следует отметить:
- постоянное увеличение числа учебных заведений на всех уровнях; рост уровня грамотности в XIX в. ; развитие женского образования.
Научно-технические достижения. В русской науке XIX в. возникает ряд научных обществ, проводятся международные научные съезды, создается множество библиотек, музеев, обсерваторий. Выдающиеся ученые и открытия:
- в естественно-математических науках: математики Н. И. Лобачевский, П. Л. Чебышев и С. В. Ковалевская ; хирург Н. И. Пирогов; физики В. В. Петров, Б. С. Якоби, Э. X. Ленц, А. Г. Столетов и А. С. Попов ; химики Н. Н. Зинин, Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров; техники — крепостные механики отец и сын Черепановы в 1830-е гг. изобрели первый паровоз и паровую железную дорогу, П. Н. Яблочков в 1876 г. создал первую дуговую электрическую лампу, А. Н. Лодыгин создал электрическую лампу накаливания; геолог В. В. Докучаев ; физиологи И. И. Сеченов и И. П. Павлов ; биолог И. И. Мечников ;
- в социогуманитарных науках: историки России Н. М. Карамзин,
С. М. Соловьев и его ученик В. О. Ключевский, множество специалистов по зарубежной истории;
- географические открытия: первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 гг. И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского ; вторая кругосветная экспедиция 1819-1821 гг. Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева ; исследование Г. И. Невельским Дальнего Востока и Сахалина в середине XIX в.; исследования Центральной Азии и Уссурийского края Н. М. Пржевальским во второй половине века и П. П. Семеновым-Тянь-Шан — ским, изучение Н. Н. Миклухо-Маклаем островов и народов Тихого океана, в том числе Новой Гвинеи.
Образование, наука, изобретения в золотом веке в России