Образование, наука, изобретения в золотом веке в России

Образование, наука, изобретения в золотом веке в России

Образование и наука характеризуются следующими моментами.

Система образования. Политика государства в отношении просве­щения была противоречивой: потребности в образованных кадрах и опас­ность распространения нежелательных идей поочередно перевешивали друг друга. Поэтому периоды либеральной политики в образовании сме­нялись консервативно-охранительными мероприятиями, связанными с усилением сословных ограничений и религиозной составляющей об­разования.

Мощнейшими

прогрессивными толчками в развитии образо­вания в XIX в. стали реформы Александра I и Александра II. Контрреформы были осуществлены при Николае I и при Александре III, когда был принят ряд мер по ограничению в сфере образования, но продолжался рост числа церковно­приходских школ. Во второй половине XIX в. в России окончательно сложилась система образования:

    низшая ступень, дававшая фактически начальное образование: церковно-приходские, земские и городские школы, народные училища. Учредителями этих учебных заведений были государство, земские и городские органы самоуправ­ления, а также частные лица; средняя ступень
    — три вида гимназий: классические, реальные и женские. Также к сред­ней ступени образования относились духовные семинарии, в которые могли поступать православные люди из любых сословий; высшее образование: университеты, учреждения высшего технического образова­ния, высшие женские курсы и консерва­тории. Всего в России к концу XIX в. было 63 вуза, в них училось около 30 тыс. студентов. Наиболее консервативными были универ­ситетские уставы Николая I и Александра III, огра­ничивавшие автономию университетов, на многих ученых осуще­ствлялись гонения по идеологическим причинам.

Среди позитивных тенденций в развитии образования следует отме­тить:

    постоянное увеличение числа учебных заведений на всех уровнях; рост уровня грамотности в XIX в. ; развитие женского образования.

Научно-технические достижения. В русской науке XIX в. возни­кает ряд научных обществ, проводятся международные научные съезды, создается множество библиотек, му­зеев, обсерваторий. Выдающиеся ученые и открытия:

    в естественно-математических науках: математики Н. И. Лобачев­ский, П. Л. Чебышев и С. В. Ковалевская ; хирург Н. И. Пирогов; физики В. В. Петров, Б. С. Якоби, Э. X. Ленц, А. Г. Столетов и А. С. Попов ; химики Н. Н. Зинин, Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров; техники — крепост­ные механики отец и сын Черепановы в 1830-е гг. изобрели первый паровоз и паровую железную дорогу, П. Н. Яблочков в 1876 г. создал первую дуговую электрическую лампу, А. Н. Лодыгин создал элект­рическую лампу накаливания; геолог В. В. Докучаев ; физиологи И. И. Сеченов и И. П. Пав­лов ; биолог И. И. Мечников ;
    в социогуманитарных науках: историки России Н. М. Карамзин,

С. М. Соловьев и его ученик В. О. Ключевский, множество специалистов по зарубежной истории;

    географические открытия: первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 гг. И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского ; вторая кругосветная экспедиция 1819-1821 гг. Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева ; исследование Г. И. Невельским Дальнего Востока и Сахалина в середине XIX в.; исследования Цен­тральной Азии и Уссурийского края Н. М. Пржевальским во второй половине века и П. П. Семеновым-Тянь-Шан — ским, изучение Н. Н. Миклухо-Маклаем островов и народов Тихого океана, в том числе Новой Гвинеи.



Образование, наука, изобретения в золотом веке в России