Книжная лексика — это слова, использование которых ограничено тем или иным книжным функциональным стилем. Существуют выражения, характерные для официальноделового стиля, научного стиля, публицистического стиля.
«Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости».
Разговорная лексика — это, как правило, слова, имеющие сниженную окраску в силу того, что используются в обыденном, неформальном общении: возня, домчать, папа, пятак, поспеть, потолковать, пятерка. К разговорной лексике также относятся слова с крайне широким значением, применимые к самым разнообразным предметам. Существует также лексика просторечная, которая отличается от разговорной более выраженной грубостью и эмоциональностью. Она используется либо в конфликтных ситуациях, либо в общении, предполагающем очень высокую степень близости между коммуникантами. К данной группе относятся слова типа осел, козел, трепло, здорово, трепач, доходяга, потаскуха, пень и т. д. Это слова «на грани», и их использование очень часто граничит с нарушением приличий.
Общеупотребительная лексика — это слова, которые являются общими для любого стиля, то есть могут использоваться в любой сфере общения. К этой группе принадлежат слова нейтральные, которые не несут на себе отпечатка книжного или разговорного стиля: дом, стол, дождь, молоко, спать, стоять, находиться и т. д. Сюда же следует отнести и значительную часть служебных слов: предлогов, союзов.
Дайджест:
- Диалектная, профессиональная и жаргонная лексикаКогда мы говорим о социально-диалектном расслоении лексики, то исходим из того, что социальная неоднородность общества также находит отражение в языке. Можно выделить три основные группы лексических единиц явлений, в которых это проявляется: диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы. Первая категория, диалектизмы, стоит особняком по отношению к двум остальным. Диалектные различия имеют территориальную природу, а потому диалектизмами называют ... Читать далее...
- Нелитературная и экспрессивная лексикаВ книжных стилях слова этих лексических пластов употребляются при описании людей, пользующихся этим типом лексики, но при этом нужны пояснения, например: «как принято называть у моряков», «что в переводе на литературный язык означает…» и т. п. Так достигается эффект правдоподобия и не нарушается норма. Необоснованное употребление этих лексических ресурсов приводит к грубым ошибкам. В школьных ... Читать далее...
- Определите, к какому стилистическому пласту относится по преимуществу лексика текста— Данилов, и вы тут? Данилов обернулся. Кудасов стоял перед ним. — Я не за себя, — сказал Данилов. — Номер-то у вас какой? — У меня никакого… — Ну а у того, вместо кого вы? Если не секрет… — Сейчас посмотрю, — сказал Данилов, — у меня где-то есть бумажка… Двести семнадцатый, что ли… ... Читать далее...
- Поле брани — нецензурная лексика в русском языкеФонд «Общественное мнение» провел социологическое исследование, во время которого респондентам было задано три вопроса о нецензурной лексике и ее использовании. Вот какие ответы были получены: «Используют ли ваши знакомые в своей речи нецензурные выражения?» — «Да» ответили 67%. «Согласны ли вы с тем, что ненормативную лексику нельзя использовать ни при каких обстоятельствах?» — «Да» ответили ... Читать далее...
- Старославянизмы и «возвышенная»; лексикаЕще один грех школьных сочинений. Часто ученик, желая придать тексту сочинения возвышенный пафос, неуместно использует эти слова. Примеры характерных ошибок 1. Развязка — смерть в речной пучине. — Речь идет о смерти Катерины в пьесе Островского «Гроза». Слово Пучина в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова — Н. Ю. Шведовой толкуется так: 1. Водоворот, ... Читать далее...
- Лексика и символика в словаре названий животныхПамятники древней славянской книжности донесли до нашего времени разнообразные сведения о природе, зверях, птицах, рыбах и пресмыкающихся, а также о мифических зооморфных существах. Сказания о животных представлены в памятниках различных жанров: в так называемых «естественнонаучных» сочинениях, символико-толковательных произведениях, лексикографических трудах. Средневековые рассказы о животных предполагали не только и не столько описание природных объектов как таковых, ... Читать далее...
- Старославянизмы и «возвышенная» лексика. Самостоятельные работыЗадание: Укажите разговорные и просторечные слова. Исправьте стилистические ошибки. Вариант 1 1. Митраша был упертым и не слушал старшую сестру. 2. Чичиков умен, — ведь смог же додуматься, как можно жить припеваючи за счет государства, которое он попросту дурит. 3. Наплевав на чувства бедной девушки, он решил стать любовником графини. 4. Андрей Соколов после госпиталя ... Читать далее...
- Экспрессивно-эмоциональные стилиЭкспрессивно-эмоциональные стили по отношению к жанровым стилям занимают подчиненное положение: по преимуществу они сопутствуют в качестве вспомогательных разговорно-бытовому, художественно-беллетристическому и публицистическому стилям. Несмотря на отсутствие в настоящее время полных научных описаний различных жанровых стилей, с одной стороны, и на отсутствие четких границ между стилями — с другой, все же есть основания утверждать, что каждый из ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 29 сборника Н. А. СенинойА. С. Пушкин говорил: «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному». Эту фразу я понимаю так. Русский литературный язык имеет разговорную и письменную формы выражения, которые значительно отличаются друг от друга. Письменная речь строго следует установленным грамматикой нормам словообразования и словоупотребления, ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Гальперина: «К выразительным средствам языка относится часто использование разговорной лексики»В произведениях художественной литературы часто применяется разговорная лексика. Авторы таким способом стремятся достичь собственных целей, пользуясь данным приемом при создании образов своих персонажей. Все объясняется просто: в художественном произведении речь исполняет роль средства, с помощью которого налаживается непосредственная связь между читателем и персонажем без вмешательства автора. Кроме всего прочего, речь выступает в качестве важнейшего компонента, ... Читать далее...
- Язык и история народаОсновные изменения в русском языке постсоветского времени. Проблемы экологии языка. Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты. Система русского языка Язык как система. Основные уровни русского языка. Фонетика русского языка, орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика. Морфология и синтаксис. Лексикография. Орфография и пунктуация. ... Читать далее...
- Лексическая неполнота высказыванийВзаимодействие разных аспектов структуры языка с особенной яркостью выявляет его живое функционирование и проявляет многие еще латентные процессы. Данная работа посвящена лексической неполноте высказываний как одной из промежуточных уровней строя языка. Целью данной работы является изучение понятия лексическая неполнота, ее видов и оправданности использования в речи. На лицо актуальность рассматриваемой темы. Так как в последнее ... Читать далее...
- Производные слова, созданные по языковым моделямРазговорные слова характерны для разговорной речи. Как было отмечено выше, они служат характеристиками явления в кругу бытовых отношений; не выходят из норм литературного словоупотребления, но сообщают речи непринужденность. Просторечие свойственно нелитературной городской разговорной речи, содержащей в себе немало недавних диалектных слов, слов разговорного происхождения, новообразований, возникающих для характеристики разнообразных бытовых явлений, словообразовательных вариантов нейтральной лексики. ... Читать далее...
- Для ГИА по цитате из Открытого банка заданий 37Фразу лингвиста В. В. Виноградова я понимаю так. В языке художественной литературы могут употребляться различные языковые средства просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. . Все они должны подчиняться эстетической функции и употребляться «оправданно и мотивированно». Попробую доказать это на основе текста А. А. Лиханова. Так, ... Читать далее...
- Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза»Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классицизма, стиля, который предшествовал сентиментализму. В произведениях классицизма за героями закреплена определенная роль: они либо положительные, либо отрицательные. В «Бедной Лизе» герои наделены и теми, и другими чертами. Лиза добра, любит мать и заботится о ней, искренне любит Эраста, но не следуют христианской традиции, не может соблюсти свою целомудренность и ... Читать далее...
- Достижения ЛомоносоваГордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки — физике, химии, математике, механике, он сыграл большую роль в развитии русской культуры и литературы. М. В. Ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал русский литературный язык. Он создал учение о стилях языка. Все современное ему словарное ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 23 сборника Н. А. СенинойЛ. Н. Толстой утверждал, что «для того чтобы общение людей было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия». Это выражение понимаю так: при общении собеседники должны понимать все слова, используемые в разговоре, иначе один из них просто не уловит смысл того, о чем идет речь. ... Читать далее...
- Жанры-рассуждения: обоснование аргументация, мотивация, обобщения, выводыРассуждение как жанр относится к публицистике. Его можно встретить в научных работах, докладах. Его можно разделить на несколько ступеней градации. И первая ступень — это обоснование. У любой научной и производственной работы должно быть обоснование, т. е. предпосылки для начала данной работы, почему автор рассматривает именно эту проблему. Обоснование обычно пишется во вступительной части работы ... Читать далее...
- Роль цитат в речи — лингвистическое сочинениеЦитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи. В публицистическом ... Читать далее...
- Несклоняемые имена существительныеК несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть несклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования. В группе несклоняемых существительных выделяются имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные у, и, е, о и ударяемое а: бюро, жалюзи, галифе, монпансье, пальто, леди, рагу, антраша, буржуа и др.; географические наименования: Чикаго, Тбилиси, ... Читать далее...
- Стиль, отвечающий теме сочиненияСтильная одежда… Стильная мебель… Стильные манеры… Что вкладываем мы в это понятие? Стильный — своеобразный, отличающийся ярко выраженной индивидуальностью. Ваше сочинение также должно быть стильным. Таким его сделает найденное Вами оригинальное направление давно известной темы, новое понимание классического произведения, использование нетрадиционного для школьного сочинения жанра, отражение в сочинении Вашей неповторимой индивидуальности. Но все это так ... Читать далее...
- Говорящие фамилии героев по комедии НедоросльФамилии действующих лиц — это, пожалуй, первое, что привлекает внимание современного читателя комедии Фонвизина «Недоросль». Фамилии эти «говорящие», их значение формирует у читателя и зрителя отношение к их носителям. Он уже не может беспристрастно наблюдать за происходящим, у него складывается определенное мнение по поводу того или иного героя, читатель будто переносится в центр событий и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Есенина «Вечер, как сажа…»В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина. Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Бунина «Поэту»Автор, переживший долгий период становления, взыскательно и строго относился к своим произведениям. Шлифуя стиль, Бунин стремился сделать стихотворный или прозаический текст более точным, весомым и выразительным. Он полагал, что владеющий творческим даром художественного слова должен осознавать свою ответственность перед читателями, страной и историей. Бунинское творческое кредо получило образное выражение в стихотворении «Поэту». Оно носит характер ... Читать далее...
- Описание комнаты на английском с переводомОписание комнаты на английском с переводом Our living-room I want to tell you about my favorite room in our flat. That is our living-room. It»s large and light. There is a big window in it. There is not much furniture in our living-room. We have no armchairs, no wall-unit in the living-room because they take ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Гончар «Собор»Гончар. «Собор» Какие актуальные проблемы современности подняты в произведении? Раскройте на конкретных примерах из романа взаимосвязь между углублением экологического кризиса и разрушением духовного здоровья человека. Как вы понимаете слова: «Соборы душ своих берегите, друзья!»? Какие нравственные и эстетические ценности утверждает автор в произведении? Раскройте основной конфликтпроизведения — противоборство сил созидания и разрушения, гармонии и хаоса, ... Читать далее...
- На ГИА 2013 года по тесту 3Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Высказывание К. А. Федина я понимаю так. Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в произведении. Приведу примеры из текста А. Алексина. Во-первых, смысл рассказа требует того, чтобы и рассказчик, и все друзья ... Читать далее...
- Произведение-сказка Мудрый властитель царь АлфавитКогда-то давно, когда на свете еще не было наших бабушек и дедушек, в огромном царстве языка жил царь Алфавит. Он был очень мудрый и имел много сыновей и дочерей — буквы. Семья Алфавит была дружной. Все буквы любили читать, петь, танцевать. Соседями царя алфавита были князья Архаизм и Неологизм. Жили мирно, но потом все же ... Читать далее...
- Главная черта художественного стиля ГоголяГлавная и самая постоянная черта гоголевского стиля — его словесная выразительность. Он писал, имея в виду не столько акустический эффект, оказываемый на ухо слушателя, сколько чувственный эффект, оказываемый на голосовой аппарат чтеца. От этого его проза так густа и насыщена. Она состоит из двух элементов, романтически контрастирующих и романтически крайних — высокой поэтической риторики и ... Читать далее...
- Проза Д. И. Фонвизина в истории русскогоПроза Д. И. Фонвизина в истории русского литературного языка СОДЕРЖАНИЕ Вклад Д. И. Фонвизина в развитие русского литературного языка Особенности языка комедий Д. И. Фонвизина на примере комедии «Недоросль» Язык прозы Д. И. Фонвизина Вывод Библиография ВКЛАД Д. И. ФОНВИЗИНА В РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Одним из писателей, которые сыграли значительную роль в развитии русского ... Читать далее...
Общеупотребительная, книжная и разговорная лексика