Ограничительно-нормативная направленность поэтики классицизма

Большой заслугой классицистов явились их положения о единстве содержания и формы при ведущей роли содержания. Будь то в трагедии, в эклоге иль в балладе, Но рифма не должна со смыслом жить в разладе; Меж ними ссоры нет и не идет борьба: Он — властелин ее, она — его раба.

Полезной стороной классицизма для дальнейшего развития литературы была выработка отточенного и четкого языка художественных произведений, освобожденного от варваризмов, способного выразить различные страсти и переживания, оказаться в соответствии с характерами персонажей.

Но ориентация на

Вкус «двора», отказ от сочности и образности народной лексики существенно обедняли языковую ткань литературы классицизма. Богатство же и элементы народности языка ряда комедий Мольера были скорее результатом нарушения классицистических канонов, чем следования им.

Ограничительно-нормативная направленность поэтики классицизма, ее строгая регламентация жанров с точным указанием их героев и соответствующего им языка; признание высшим критерием истинного разума; требование правдоподобия, порой узко понимаемого ; статичность, связанная с метафизическим восприятием окружающего

мира, и абстрактность образной системы с выделением в человеческом характере на первый план какой-либо его одной черты; строгий отбор жизненного материала для художественного воплощения, — все это не помешало — проявлению в лучших творческих достижениях писателей-классицистов глубокого психологизма, «проникнуть во внутренний мир человека… раскрыть тайники его сердца». Поэтому при справедливо отмечаемой обычно рассудочности и «трезвости», математической стройности творчества классицистов им нельзя отказать в стремлении изобразить живое чувство и даже потребовать этого ; не чуждо им было и понятие сопереживания:

Вы искренно должны печаль передавать; Чтоб я растрогался, вам нужно зарыдать.

Большое значение писатели-классицисты придавали воспитательной роли художественной литературы, откинув при этом средневековый религиозный дидактизм. Искусство классицизма должно было сочетать эстетическое наслаждение с воспитательной функцией:

Учите мудрости в стихе живом и внятном, Умея сочетать полезное с приятным

Итак, несмотря на свою ограниченность и противоречивость, классицизм оказался таким художественным методом, который прокладывал пути для дальнейшего развития прогрессивной литературы. Вот почему лучшие завоевания его эстетики были взяты на вооружение просветителями XVIII в., решавшими уже новые общественно-исторические задачи.

Характерно также, что обличительный элемент становится неотъемлемой частью высокого жанра трагедии. Русские классицисты все еще верят в полезность просвещенного абсолютизма, но не видя подтверждения этому в российской действительности, начинают длительный процесс поучения и общественного воспитания самодержцев, определяя их обязанности по отношению к подданным, бросая при этом резкие тирады в адрес властителей-тиранов.

…Он царствует народа ко блаженству, И пользу общую ведя ко совершенству: Не плачет сирота под скипетром его, Не устрашается не винный ни кого… Не преклоняется к стопам вельможи льстец: Царь — равный всем судья и равный всем отец — так определяет Сумароков обязанности царя.

Воздействие на русский классицизм рационализма Декарта, сенсуализма Локка и материалистических воззрений Гассенди, Гольбаха, Гельвеция и в особенности Ломоносова увеличило гносеологические возможности русской литературы.

Неразрывная связь русского классицизма с просветительством привела не только к требованию со стороны наших писателей расширения образования и знаний, установления твердых законов, обязательных для всех, но и к одному из самых значительных завоеваний отечественного классицизма — утверждению естественного равенства людей, внесословной ценности человека. Уже во II сатире Кантемира мы встречаемся с утверждением того, что кровь и хозяина и холопа «однолична» . С присущей ему афористичностью заявит Сумароков в сатире «О благородстве», что «от баб рожденным и от дам I! Без исключения всем праотец Адам».

Неравенство людей — одно предубеждение, И там уж нет любви, где гордо рассужденье,

— энергично утверждает Николев в трагедии «Пальмира», а в его драме «Розана и Любим» «мужик» приравнивается «владетелю»:

Быть может, и мужик Душою так велик, Как сильных царств владетель: Любезна добродетель, Закон имея свой, Равняет всех собой.

Количество подобных примеров можно было бы значительно увеличить, но и приведенные говорят сами за себя. Конечно, признание естественного равенства людей всех сословий в моральном плане еще далеко от признания их социального равенства, но и такая постановка вопроса была шагом вперед на пути демократизации русской общественной мысли.

Если абсолютизм во Франции привел к компромиссу между дворянством и верхушкой буржуазии, то в России ни о каком компромиссе не могло быть речи. Слабость русской буржуазии оставляла всю полноту политической власти в руках дворянства. Основной же конфликт эпохи в России заключался в столкновении двух непримиримых между собой классов: помещиков и крепостных крестьян.

И передовые дворянские писатели не могли обойти этот конфликт в своем творчестве, выступив в защиту эксплуатируемого крестьянства. Не восставая против самого института крепостного права, они, однако, гневно клеймили жестокость и бессердечие помещиков, призывали их к гуманному обращению с крепостными. Крестьянская тема в литературе классицизма появится с самого начала его возникновения, а с 60-х годов станет одной из ведущих.

И это было замечательной стороной русского классицизма.




Ограничительно-нормативная направленность поэтики классицизма