По любовной поэзии А. Ахматовой

Женская душа — всегда тайна. В ней водоворот чувств, эмоций. И не каждая женщина может их высказать до конца. Гениальной русской поэтессе Анне Ахматовой был данный от Бога дар передать все тончайшие оттенки женских переживаемые.

Самая Ахматова отмечала, что она научила женщинам говорить. Еще совсем молодой Ахматова стала знаменитой. Слава пришла к ней уже после первого сборника «Вечер» и выросшая после «Чоток» , которую правила девять раз подряд, а со временем — еще больше. До 1917 г. ни одна книга нового русского поэта не была

переиздана столько раз.

Стихи волновали своей искренностью, тонким психологизмом, широкой гаммой чувств.

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Последняя встреча с милым. Волнение, душевная боль. Завеса — вся в чувстве, она не видит ничего вокруг себя, не помнит, где левая рука, где — правая, а три ступеньки, которые ведут от дорогого, кажутся бесконечными.

Как много сказано несколькими фразами! Лирическая героиня Ахматовой способная на безусловное чувство, она любит своего избранника таким, как он есть, со всеми его недостатками.

У меня

есть улыбка одна: Так, движенье чуть виднее губ Для тебя я ее берегу Ведь она мнет любовью данна.

В первой части триптиха «Волнение» изображена женщина в предчувствии любви. Лучистый мятущийся взгляд прекрасных глаз, который будто видит героиню до дна души, порождает ощущение, что она подчинена. В интимных стихах Ахматова пишет о потерях, разочаровании, боли.

Лирическая героиня стихов Ахматовой всей душой отдается чувству, тем не менее она не покорная раба, она гордая женщина, которая не разрешает топтать своя любовь. Свои чувства Ахматова воспринимает как послание из неб и в них черпает свое вдохновение: В одном из своих стихов Анна Ахматова назвала любовь «пятой порой года». Из этой непривычной, пятой, ею увиденные другие четыре, обычные. В образе любви мир видится по новому.

Обостренные и напряженные все ощущения. И приоткрываются необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с десятикратной силой: звезды становятся большими, травы пахнут иначе, душа разрастается к таким размерам, которая может вместить в себе целый мир.

И этот мир, озаренный любовью, передала нам в своих интимных стихах Анна Ахматова.

Но не все в творчестве Ахматовой говорит о любви. О страхе пор сталинского террора мы знаем теперь много с воспоминаний очевидцев, произведений, литературы, кинематографа. А в тридцатые года прошлого столетия о них говорили шепотом.

Анне Ахматовой — выдающемуся русскому поэту пришлось сполна пройти путем испытаний того времени. Еще 1920 года был расстрелянный большевиками первый муж М. Гумилев, известный русский поэт, в прошлом царский офицер. 1935 года были арестованные как «участники антисоветской террористской группы» сын Ахматовой Лев Гумилев и ее второй муж М. Пунин.

После письма Анны Ахматовой к Сталину их освободили, тем не менее через три года Л. Гумилева арестовали снова. Длинных семнадцать месяцев провела иметь в тюремных очередях, пока решалась судьба ее сына. Там, в тех страшных молчаливых очередях «под стужей и в июльские дни под красной ослепшей стеной» зародились стихи из цикла «Реквием», который со временем автор назвала поэмой.

В прозаическом «Прологе» к поэме Ахматова рассказывает, как однажды незнакомая женщина из тюремной очереди спросила поэта, сможет ли она описать все увиденное и пережитое. И Ахматова дала себе клятву: вопреки смертельной опасности она донесет правду к потомкам. Стихи из «Реквиема» создавались в 1934-1940 гг. и на 60-х. Рукописи, как правило, сжигались после того, как автор и несколько друзей, которым Ахматова доверяла полностью, запоминали стихи, и только 1962 года полная рукопись поэмы было передано к редакции журнала «Новый мир».

Тем не менее за жизнь Ахматовой произведение в Советском Союзе так и не было напечатано. «Реквием» увидел мир сначала за границей 1963 года в Мюнхене и лишь 1988 года — в России. Уже самая история создания и публикации поэмы много что рассказывает нам о том времени. Хотя в основу произведение положено реальные факты из жизнь автора, содержание поэмы не сводится к семейной трагедии. Недаром, передавая рукопись к «Новому миру» Ахматова поставила к произведению эпиграф из одного со своих стихов:

Я тогда была со своим народом, Там, где мой народ, на бедствие, был.

Поэма звучит от первого лица множества «Мы» — это народ, это все те, что страдали, те несчастные матери, жены, дочери, с которыми Ахматова стояла в бесконечных очередях, чтобы вымолить право на свидание, чтобы справиться о судьбе, чтобы отнести передачу… Для тех, кто стоит перед тюрьмой, мир стал мертвым. От их горя «никнут горы», «каменеет река».

Поэма состоит из ряда эпизодов, тем не менее они, будто мозаика, создают выразительную картину трагедии «стомиллионного народа», от лица которого Ахматова провозгласила свой «Реквием», «всем из бедных, в них же подслушанных слов».

Это произведение, которое стало памятником невинным судьбам, оборванным тоталитарным сталинским режимом, есть вместе с тем и свидетельством высокого подвига Анны Ахматовой — матери, человека, поэта у имени своего народа.




По любовной поэзии А. Ахматовой