Поэзия Анны Ахматовой и поэты «серебряного века»

Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает всех в потому, что женщина — создание хрупкое и чувствительное, способная к высоким чувствам, и вместе из тем ум — ее неотличная черта.

Ироничность некоторых стихов поражает глубоким проникновением у суть вещей. Таким есть стих «Вечером», где предметный мир — не фон, а немой свидетель и участник важного события: «Ты первый раз одна с любимым». Однако ее поэзия не столько поэзия увлечения

счастливой любовью, сколько бесконечная повесть о потерях и разочаровании любви. Но вот что удивительно — ее стихи не воспринимаются как безнадежно печальные.

В них не только история отношений двух влюбленных, но глубины женской души, для которой любовь — даже неразделенное — всегда счастья. Почему? Умение передать целую бурю чувств несколькими словами — черта поэзии Ахматовой.

Предметный мир в стихах поэтессы будто насыщен теми чувствами, которые переживает героиня. Вот известный стих «Я научила просто, мудро жить…» Он преисполнен такого пронзительного ожидания, что все другое —

лишь фон для него. Первые строки кое-что парадоксальные, так как все другие убеждают, что невозможно удержаться на высоте этой мудрости, когда весь в плену чувства. Когда напряженное ожидание заставляет «долго перед вечером бродит, чтоб утолить ненужную тревогу».

И тогда весь мир будто привлечен к коловерти чувств: и рябина в лозе, и пушистый кот, и яркий огонь «на башенке озерной лесопильни». И среди всего этого напряженного ожидания мысль:

Ø И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

Самая Ахматова считала, что не следует предоставлять преимущество лишь ее ранним стихам. Тем не менее именно в ранних стихах видно утонченность чувств и понимание мира, которые разрешают понять искреннюю и величественную душу женщины. И именно из этих стихов начинается путь к литературе прекрасной поэтессы Анны Ахматовой.

Думая над загадкой популярности поэзии Анны Ахматовой, прежде всего думаешь об одной особенности — умение сказать немногими словами о глубочайших чувствах. Так в одном из стихов «Молюсь окопному лучу», на первый взгляд, лишь игры солнечного зайчика «на рукомойнике моем». О душевном образе почти ничего не сказано, но «сердце пополам» — говорит о напряжении ожидания и переживание лирической героини.

Все ее потери пропущены через восприятие мира. С женской чувствительностью Ахматова воспринимает недоговоренность, отсюда и определенная оборванность концовок. Анна Ахматова открывает безграничный мир, в котором нет ничего случайного, нет чужого. Каждый день, каждая вещь — миг такой короткой и прекрасной жизни. Она открыла бесповоротность фраз и боль случайных движений.

В коротком стихе «Сжала руки под темной вуалью» достоверная и трагическая история любви и потери. На первый взгляд, заботу о здоровье героини, а на самом деле констатирование безвозвратного решения. Это потеря.

Возврата нет.

Итак, «поэзия потерь» — это то, что делает лирику Ахматовой пронзительно искренней. Утонченность восприятия и умение передать несколькими словами целый сумбур чувств — вот особенность поэзии Ахматовой.




Поэзия Анны Ахматовой и поэты «серебряного века»