Предмет литературы в общеобразовательной школе

Как школьный предмет литература занимает важное место в общеобразовательной школе. Вместе с другими предметами общественно гуманитарного цикла преподавания литературы в яркой, доходчивой форме имеют специфическими средствами слова раскрывать пути обновления общества. Силой образного мышления в единстве с логическим на уроках литературы учитель призван последовательно воспитывать умение отстаивать общечеловеческие и национальные ценности.

Художественная литература в школе играет большую роль в воспитании человека как гражданина

Украины с присущими ему моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения. Она владеет большой силой эмоционального влияния на национальное воспитание, которое составляет важнейший фактор формирования лица. Своими, присущими именно ей, средствами литература способствует воспитанию у каждого молодого человека осознания потребности в труде, который является заданием первостепенной экономической и моральной значимости, ее место на переднем крае в осуществлении возросших требований к морально эстетичного воспитание молодежи, формирования ее, духовного мира, национального самосознания.

Во всестороннем

и гармоничном развитии лица, в комплексном подходе к воспитательной работе, применении новых образовательных технологий литературе в школе принадлежит особенная, духовная роль.

Реформа школы предусматривал во всей полноте и яркости использовать богатство художественной литературы для воспитания молодежи. Средствами искусства слова литература в школе призвана принимать более активное участие в усвоении и воплощении в жизнь Основного Закона нашего государства — Конституции Украины.

Современная школа ориентируется на значительное улучшение художественного образования и эстетичного воспитания учеников, в чем возможности школьного предмета литературы особенно большие — и познавательные и воспитательные.

С полной определенностью можно утверждать, что нет такой грани жизни школы, которая бы не касалась литературы, прямо или касательно. Поэтому действительно: литература в школе — это не просто отдельный учебный предмет, а целый комплекс специфических, при том особенно сильных и эффективных, средств, направленных на осуществление основных целей — создания лучших условий для учебы и воспитания подрастающих поколений, подготовки их, к жизни и труду, активной общественной деятельности.

Литературе как школьному предмету и воспитательному средству отводится главное место в дальнейшем совершенствованию общего среднего образования молодежи.

Вместе со всеми школьными предметами и, прежде всего, в единстве общественно гуманитарного циклу, литература формирует новую личность. Дальнейшее улучшение уровня преподавания литературы в школе, усиление ее роли в усовершенствовании всего начально-воспитательного процесса в соответствии с современными потребностями нашего государства, укрепления связи преподавания этого предмета с жизнью направляется на то, чтобы искусство слова лучше помогало молодым людям понимать окружающий мир, чувствовать его многогранность, работать в обществе на полную мощность сил.

Отсюда появляется самое первое задание — усилить роль уроков литературы в формировании духовно богатой, гармонично развитой, национальное сознательной личности с высокими моральными идеалами и эстетичными потребностями. Для этого необходимо прежде всего совершенствовать образовательные технологии учебы, выдвигая на первый план активные их формы; приобщать учеников к самостоятельной работе с книгой; повышать эффективность урока и разнообразить формы организации начально-воспитательного процесса; практиковать лекционные и семинарские занятия в старших классах; усовершенствовать организацию кабинетной системы учебы.

В интересах учителя-словесника расширять возможности в выборе оптимальных методов, форм и средств учебы, смелее внедрять в практику достижение педагогической науки, не допускать мелочной регламентации педагогической деятельности, решительно искоренять из школьной практики либерализм в оценке знаний и поведения учеников.

Эффективность изучения литературы, ее воспитательного влияния, как и результаты всей деятельности школы и учителя, измеряется глубиной и прочностью знаний, моральными качествами учеников, подготовленностью их к жизни и труду, высокой воспитанностью и культурой поведения, активной общественной и трудовой деятельностью, непосредственным участием, в перестройке своего государства.

При этом должны всегда считаться со спецификой литературы, ее школьного курса, который составляет ведущий предмет эстетичного цикла.

Роль художественной литературы как предмета эстетичного цикла неизмеримо растет. Резко повышаются соответствующие требования к учителю-словеснику. Чтобы быть всегда на высоте этих требований, идти в уровень с жизнью, учителю нужно глубоко овладевать теорией предмета и постоянно обогащаться передовой практикой.

Одним из насущных вопросов теоретической подготовки учителя-словесника к эффективной творческой работе в школе есть научное освоение специфики школьного предмета литературы, осознания закономерности сочетания в нем чувства, и мысли, искусства и науки, именно того, что поэт образно назвал — «красиво и полезно» .

Через художественное слово мы прививаем ученикам любовь к родному языку. Отстаивая единство и соборность украинской нации, Иван Огиенко писал: «Речь — это наш национальный признак, в языке наша культура, степень нашего сознания. Язык — это форма нашей жизни, жизни культурной и национальной, это форма национальной организации.

Язык — это душа каждой национальности, ее святость, ее самое ценное сокровище… И пока живет язык — будет жить и народ, как национальность… Не станет языка, не станет национальности».




Предмет литературы в общеобразовательной школе