Приключенческие романы второй половине XIX века
Во второй половине XIX века юных читателей России покоряют приключенческие романы. Это было вызвано, с одной стороны, естественным тяготением подростков, в основном мальчиков, к остросюжетному, развлекательному чтению, а с другой — воздействием на общественное мнение передовой критики. В борьбе против религиозной системы воспитания и официальной идеологии она опиралась не только на научно-популярную природоведческую литературу, но и на романы путешествий. «Для революционных шестидесятников,- пишет А. П. Бабушкина,- Дарвин и Жюль Берн
Чтение их формировало душевные качества, делающие юное поколение способным в будущем выдерживать борьбу со злом, с насилием»1.
В 70-х годах, когда воспитание юношества должно было проводиться, по словам императорского рескрипта, «в духе истинной религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал общественного порядка», резко повысился спрос на книги Жюля Верна, Майн Рида, Фенимора Купера, Гюстава Эмара, Александра Дюма. Официозная печать устроила настоящее гонение на приключенческую литературу,
Однако это не помешало их широкому распространению. В 70-80-х годах увлечение географической экзотикой достигло своего апогея. Душная атмосфера школы способствовала развитию такого любопытного явления, как игры гимназистов и кадетов «в индейцев» с нередкими попытками бегства в Америку.
Эти факты нашли свое отражение не только в педагогической печати.
В то же время сохранились многочисленные свидетельства крупных писателей и ученых о благотворном воздействии приключенческих книг-географических и научно-фантастических романов. Эта «здоровая романтика», вспоминает А. Н. Толстой, «в унылые и бездеятельные годы царствования Александра III» открывала подросткам новые горизонты «. Академик В. А. Обручев признается, что сделался путешественником и исследователем Азии благодаря чтению романов Жюля Верна, Купера и Майн Рида, которые пробудили в нем интерес к естествознанию, к изучению природы далеких, малоизвестных стран 2. Прочный успех — такого рода литературы охватывает и начало XX века. «Некоторые из книг с индейцами, которые мы читали,- замечает В. Б. Шкловский,- были не совсем плохи, потому что в них были все же рассказы о необыкновенном, рассказы о подвигах. Чехов говорил в некрологе, написанном после смерти Пржевальского, что книги с описанием путешествий заражают детей «доброкачественной заразой подвига». Они давали мечту.
Люди, которые в этих книгах были выведены, описаны были плохо, но намерения авторов и поступки героев были хорошие; по крайней мере, так их понимали дети»3.
Лучшие произведения этого жанра воспитывали молодежь в материалистическом духе и тем самым подрывали официальную идеологию. Отсюда — самые разноречивые оценки образовательного значения приключенческих книг. Восторженные отзывы прогрессивной печати вызывали сопротивление охранительной критики.
В рекомендательных печатных каталогах конца XIX — начала XX века наряду с романами Жюля Верна, Майн Рида, Луи Жаколио и Гюстава Эмара фигурируют книги второстепенных беллетристов — теперь уже забытых немецких авторов — Фридриха Герштеккера, Софи Верисгофер и даже такого вульгарного сочинителя с откровенно шовинистическим налетом, как Карл Май, завоевавшего славу в Германии скороспелыми романами об индейцах.
Такой же примерно тип повествования на рубеже двух столетий вырабатывает «итальянский Жюль Верн» Эмилио Сальгари, автор более ста романов о похождениях пиратов, рыцарей крестовых походов, авантюристов, охотников, искателей удачи: «Черный корсар» , «Тайны Черных джунглей» , «Капитан Темпеста» , «Охотница за скальпами» и др. «Приключение стоит у Сальгари на грани авантюры, во имя занимательности приносится в жертву правдоподобие, психологический рисунок упрощен, юмор часто груб.
Приключенческие романы второй половине XIX века