Проблема нравственности Война и Мир

Размышления об этико-нравственных аспектах бытия

Понятие этики связано с внутренней культурой человека, его воспитанностью, тактичностью, уважением человеческого достоинства в других людях. Оно связано также с его представ­лением о собственном достоинстве и чести.

Понятие нравственности отражает моральные устои чело­века, его понимание добра и зла в изначальном смысле. С по­нятием этики связано чувство меры, с понятием нравственно­сти — совестливость человека.

Этико-нравственные качества испытывают людей на проч­ность

в течение всей жизни, особенно в трудные времена.

Миссия русского посла Балашева в событиях объявления войны Наполеоном России была сложной.

Эти события начались 12 июня 1812 г., когда Наполеон, то­ропя движение своей многотысячной армии с запада на восток, перешел реку Неман.

Русский император Александр больше месяца жил в Вильне, проводя смотры и маневры. Все пребывали в состоянии ожида­ния и неопределенности.

Близкие к императору придворные, приехавшая знать, во­енные высшего круга были приглашены на бал в дом графа Бенигсена. На балу, в разгар веселья, генерал-адъютант Балашев сообщил царю об объявлении

Наполеоном войны. Государь был возмущен и оскорблен. Он сказал, по его мнению, историческую фразу о том, что «не помирится до тех пор, пока останется хотя один неприятель на русской земле».

Александр написал Напо­леону письмо в учтивом тоне, где сообщал, что должен будет «отражать нападение». При этом он твердо заявил, что пока еще, до начала военных действий, ситуация во власти Наполе­она. И он должен не допустить событий, которые могут повлечь «бедствия новой войны», гибельные для человечества.

На генерал-адъютанта Балашева ложилась тяжелая обя­занность — передать письмо Александра Наполеону и одно­временно сохранить честь правителя великой страны и свою. Еще он должен был перенести унижения и грубость со стороны французов, которые как захватчики полагали, что имели право вести себя именно таким образом.

Привыкший к почестям в своем окружении, русский по­сол был возмущен многим. Встретивший его француз унтер — офицер, служащий низкого чина, позволил себе говорить дерзко и непочтительно с прибывшим русским генералом. Не лучшим образом вели себя наполеоновские генералы.

Мюрат, малооб­разованный и недалекий человек, говорил с посланцем русского государя фамильярно и неуважительно. Злобный генерал Даву велел ему двигаться вместе с багажами, и лишь через четыре дня Балашев «привезен был» в Вильну, город, который Алек­сандр со своей свитой и приближенными уже покинул.

Наполеон получал какое-то немыслимо жестокое удовлетво­рение от того, что и занятый французами город, и дом, где пре­бывал Александр, и даже кабинет русского императора теперь находились в полном его распоряжении.

В разговоре с Балашевым он старался выглядеть по-евро­пейски воспитанным и даже светским человеком. О многом свидетельствовал его изысканный, лишь для верховой езды предназначенный костюм. На самом деле Балашев совершенно неинтересен Наполеону, который был занят только собой и счи­тал важным только то, что сказано им самим. Вскоре, поддав­шись чувствам, он горячо и гневно изложил русскому послу свои обиды на Александра и заявил, что наиглавнейшая причина войны — в русских.

Русский царь заключил союз с врагами Фран­ции, делал ошибки в дипломатии. Как проницательно замечает Толстой, Наполеон говорил и говорил, не переставая, лишь «для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». Сам Наполеон чувствовал ложь и притворство в сказанных словах, и ему становилось стыдно за свою трусость и малодушие.

Балашеву тяжело было слушать императора в «покорной своей судьбе позе». Однако русский посол проявил выдержку, пытался почтительно, хотя и безуспешно возражать собеседнику.

Этикет велел Наполеону быть великодушным со слабым вра­гом, и он изобразил снисходительность и благородство в отноше­нии к русскому послу. Но, утверждает автор, показная этичность не могла скрыть античеловечный и безнравственный смысл дей­ствий не правого исторического деятеля. Балашев передал смысл слов Наполеона Александру, и его миссия теперь была достойно выполнена: через посла оба императора выразили свое возму­щение тем, как вел себя оппонент в событиях, предшествующих войне.

Оба назвали друг друга ее виновниками.

В заключение можно сказать, что свойства человеческой личности: чувство ответственности, правдивость, сила воли, самообладание, уважение к тем, кто рядом, — особенно ярко проявляются во время социальных потрясений.




Проблема нравственности Война и Мир