Проблема преступления и наказания: Правда Сони и правда Раскольникова
Проблема преступления и наказания не случайно указана уже в названии романа, так как именно ее исследованию посвятил Ф. Достоевский свой рассказ. Впервые писатель рассказывает об истории преступления, подавая его со стороны преступника. Зачем?
Чтобы вызвать сочувствие к убийце? Здесь все сложнее. Родион Раскольников не банальный грабитель, который решил убить и ограбить старую женщину, чтобы иметь выгоду. Его мотивы более сложные и трагичные.
Задумавшись над несправедливостью мира, герой решил все исправить сам. Но хватит ли у него
Он казнит себя из-за того, что оказался именно таким, как большинство человечества, а не «сверхчеловеком».
И сам он боится сознаться даже самому себе, что дело намного более сложное. Стараясь силой ума объяснить все, он не мог не увидеть в теории ненавистного ему Лужина продолжения собственной идеи. Да и в словах Свидригайлова о том, что они «одного поля ягоды», он увидел страшную
Оказывается, просто самих намерений совершить добро мало. А если это добро должно осуществиться любой ценой, то оно превращается в свою противоположность.
Защищая Дуню, Соню, мать от Лужина, Свидригайлова и подобных, Раскольников оказался будто на их стороне. И это наиболее плохое наказание. Он не до конца понимает, почему наказывается, и просто выполняет просьбу Сони сознаться в преступлении. Может, Родион Раскольников надеялся, что ему будет легче, когда сознается.
Но нет. Совесть и душа нормального человека не будут давать ему жить спокойно, и именно это самое страшное наказание.
Ведь от себя не убежишь. Родион Раскольников проникается сначала совсем не тем, в чем виновен на самом деле. Терпеливость и любовь Сони помогают ему понять, что настоящее наказание за преступление — это переживание разрушения морального закона в себе, осознание греха.
И путь к моральному выздоровлению лежит через искупление.
Почему именно Соне доверился Раскольников. Соня — родственная душа, она так же переживает мучительный раскол из-за того, что переступила через моральный закон, как и Раскольников. Во-первых, ум подсказывает ему желание пробудить в нем горделивый протест вместо кротости, чтобы таким образом найти себе союзника по преступлению. Во-вторых, чувство подсказывает, что он не может держать в себе мучительное ощущение преступности.
Перед таким выбором стоял Раскольников.
Когда Раскольников увидел взгляд Сони, наполненный любви и заботы, он сознался в преступлении, так как знал, ощущал, что она пожалеет его и поймет. Так был сделан выбор в пользу чувства.
Понимает ли Соня Раскольникова? На первый взгляд, да, так как старается понимать его страдание, пожалеть. Но вместе с тем и не понимает. Не понимает того объяснения, которое подает Раскольников о том, что он позволил себе «кровь по совести».
Ее ценностные ориентиры христианские, и потому ей не приходит в голову, что можно отобрать у человека жизнь. Она точно знает: нельзя брать на себя функцию Бога, как знает, что жизнь человеческая — священна. Умственные выкладки Раскольникова просто вне христианских ценностей, которыми она руководствуется в жизни.
3. Почему Раскольников по совету Сони сознается в преступлении?
Героя замучило чувство разобщенности с людьми, и потому он любой ценой хочет приобщиться к человечеству. Соня советует сознаться в преступлении, хотя знает, что Раскольникова будет ждать каторга. Для нее очищение, прощение невозможно без искупления.
Она считала, что необходимо ему принять страдание, чтобы заслужить прощение.
С образом Сони связана вера Достоевского в то, что мир спасет братское единство между людьми во имя Христа. В образе Сони писатель изображает народный вариант религиозной морали, которая руководит жизнью человека и общества. Вера — вот основа морали. Именно к ней обращается Раскольников на каторге.
Так правда Сони побеждает, поскольку она является правдой гуманизма.
Проблема преступления и наказания: Правда Сони и правда Раскольникова