Проблема происхождения и воспитания совести. По тексту Фазиля Искандера Откуда взялась человеческая совесть?

Возможен ли вариант воспитания в себе совести? Имеет ли непосредственное влияние степень цивилизованности людей на возникновение у них совести? Эти крайне важные вопросы, касающиеся граждан современного общества, заинтересовали Фазиля Искандера.

Прозаик и поэт российского происхождения посвятил свои размышления теме возникновения и воспитания совести. С целью акцентирования внимания читателя на столь серьезной проблеме, Фазиль Искандер своими высказываниями провозглашает, на первый взгляд, парадоксальные мысли, связанные с существованием

такой истины: «бессовестные побеждают совестливых».

Совесть в качестве нравственного мерила, казалось бы, в подобной ситуации обречена на смерть, аналогично участи динозавра. Хотя ей свойственно выживать, несмотря ни на какие предсказания, потому что это «высшее свойство…души».

Какова причина такого положения дел? Озадачившись вопросом, волнующим его, Ф. Искандер ведет свои размышления о возникновении совести у порабощенных народов: исключительно в тех случаях, когда совесть, проснувшись, возмущается насилием, тогда можно надеяться на приход долгожданной свободы. Далее, в ходе своих

рассуждений, автор задается вопросом: «зависит ли совесть…от степени цивилизованности» человека?

Его ответ однозначен: нет, на степень совестливости не имеет непосредственного влияния степень цивилизованности.

В чем все-таки состоит понятие «сердцевина» совести? Источник совести, по мнению автора, кроется в воспитании, то есть правильному, совестливому поведению со временем свойственно под влиянием общепринятых норм превращаться в привычку человека. Невозможно опровергнуть этот вывод знаменитого писателя: совесть считается нравственным качеством человека, возникающим в результате правильного воспитания.

Тема, связанная с поиском способов воспитания в ребенке совести, затронута В. П. Астафьевым, написавшим рассказ «Конь с розовой гривой». Герою произведения удалось только тогда прийти к осознанию безнравственности собственного обмана, когда со стороны бабушки, простой деревенской женщины посредством проявления доброты и мудрости, был показан пример мальчику совестливости, которая является высшим свойством человеческой души.




Проблема происхождения и воспитания совести. По тексту Фазиля Искандера Откуда взялась человеческая совесть?