Проблемы в творчестве Лермонтова

Особенности проблематики в творчестве Лермонтова

Проблема — вопрос, требующий разрешения, поставленный жизнью общества. Лермонтов, как художник и философ, видит в окружающей действительности самые важные из проблем и предлагает их решение читателю.

Историзм в творчестве — одна из них. Любое состояние общества и жизни отдельного человека вырастает из картины предыдущих событий. Эпоха Ивана Грозного — этап жизни России, подготовивший условия для формирования русского национального характера.

В «Песне про купца Калашникова»

и поэме «Боярин Орша» изображены царь Иван Четвертый и боярин — личности сильные, прямолинейные. Их чувства и действия нацеленны и бескомпромиссны. В обоих произведениях, по Белинскому, показаны «простодушная суровость нравов, богатырская сила» и «широкий разлет чувств».

Историзм просматривается и в стихотворении «Бородино», где противопоставлены поколения защитников России и иных, молодых современников Лермонтова.

Следующая проблема, которую видит читатель в поэзии Лермонтова, — нравственная, связанная с личной жизнью и чув­ствами отдельного человека. Но она бывает связана

и с социаль­ными аспектами, с жизнью разных слоев населения. Опричник Кирибеевич в «Песне» притязает на любовь замужней женщины, жены купца Калашникова.

Он считает, что ему «пределы не по­ставлены»: он под защитой того, кого именуют «надежа-царь».

Обласканный властью, молодой опричник, любимец царя, уверен в своем превосходстве над купцом. Ведь купечество — сословие многочисленное, а они, опричники, охраняющие по­кой властителя, избранные, особенные. Поэтому Кирибеевич уверен в том, что имеет беспрепятственное право пользоваться радостями жизни, попирая права других.

Однако Калашников, человек чести, предпочитает быть каз­ненным, но скрыть от людей и самого царя подлинные причины позора своей жены, своей семьи. Об этом он скажет только «Богу единому». Именно в Калашникове мы видим черты русского на­ционального характера во всей его чистоте и силе.

«Невольник чести», Пушкин убит великосветским обществом. Об этом стихотворение «Смерть поэта». «Свободы, гения и славы палачи» не простили Пушкину могучего таланта, внутренней независимости и чувства правоты. Чистота имени и незапятнан­ная честь для величайшего из русских поэтов — более высокие ценности, чем сама жизнь.

В стихотворении «Дума» автор показывает проблему поколе­ния 1830-х годов, сурового начала правления императора Нико­лая Первого. В бездеятельности и несостоятельности этого поколения повинно и время, и то, что эти люди «перед властию презренные рабы». В осуждении власти представлена гражданская позиция автора.

Следующая обозначенная проблема выявляет отношение художника к лирическому герою его поэзии, призванному осо­знать свое предназначение в этом мире. Это проблема его ду­шевного одиночества, закрытости для людей, а часто — странничества и неприкаянности. Но лирический ге­рой должен смириться со своей участью и подчиниться судьбе.

Об этом стихотворения «Мой дом», «Парус», «Не верь себе», «Листок», «Тучи», «И скучно и грустно».

Образ Родины лирический герой осознает двойственно. Эта проблема является главной в одноименном стихотворении Лермонтова. Родина — это и могущественная держава в полной силе и блеске славы, и милый сердцу дом, где привычная среда успокаивает человека и делает его счастливым.

В заключение можно сказать, что Лермонтов освещает в своем творчестве проблемы современной ему эпохи и оцени­вает их насущный смысл, их значимость как историк, художник, как патриот, подлинный сын России.




Проблемы в творчестве Лермонтова