Проблемы в творчестве Лермонтова
Особенности проблематики в творчестве Лермонтова
Проблема — вопрос, требующий разрешения, поставленный жизнью общества. Лермонтов, как художник и философ, видит в окружающей действительности самые важные из проблем и предлагает их решение читателю.
Историзм в творчестве — одна из них. Любое состояние общества и жизни отдельного человека вырастает из картины предыдущих событий. Эпоха Ивана Грозного — этап жизни России, подготовивший условия для формирования русского национального характера.
В «Песне про купца Калашникова»
Историзм просматривается и в стихотворении «Бородино», где противопоставлены поколения защитников России и иных, молодых современников Лермонтова.
Следующая проблема, которую видит читатель в поэзии Лермонтова, — нравственная, связанная с личной жизнью и чувствами отдельного человека. Но она бывает связана
Он считает, что ему «пределы не поставлены»: он под защитой того, кого именуют «надежа-царь».
Обласканный властью, молодой опричник, любимец царя, уверен в своем превосходстве над купцом. Ведь купечество — сословие многочисленное, а они, опричники, охраняющие покой властителя, избранные, особенные. Поэтому Кирибеевич уверен в том, что имеет беспрепятственное право пользоваться радостями жизни, попирая права других.
Однако Калашников, человек чести, предпочитает быть казненным, но скрыть от людей и самого царя подлинные причины позора своей жены, своей семьи. Об этом он скажет только «Богу единому». Именно в Калашникове мы видим черты русского национального характера во всей его чистоте и силе.
«Невольник чести», Пушкин убит великосветским обществом. Об этом стихотворение «Смерть поэта». «Свободы, гения и славы палачи» не простили Пушкину могучего таланта, внутренней независимости и чувства правоты. Чистота имени и незапятнанная честь для величайшего из русских поэтов — более высокие ценности, чем сама жизнь.
В стихотворении «Дума» автор показывает проблему поколения 1830-х годов, сурового начала правления императора Николая Первого. В бездеятельности и несостоятельности этого поколения повинно и время, и то, что эти люди «перед властию презренные рабы». В осуждении власти представлена гражданская позиция автора.
Следующая обозначенная проблема выявляет отношение художника к лирическому герою его поэзии, призванному осознать свое предназначение в этом мире. Это проблема его душевного одиночества, закрытости для людей, а часто — странничества и неприкаянности. Но лирический герой должен смириться со своей участью и подчиниться судьбе.
Об этом стихотворения «Мой дом», «Парус», «Не верь себе», «Листок», «Тучи», «И скучно и грустно».
Образ Родины лирический герой осознает двойственно. Эта проблема является главной в одноименном стихотворении Лермонтова. Родина — это и могущественная держава в полной силе и блеске славы, и милый сердцу дом, где привычная среда успокаивает человека и делает его счастливым.
В заключение можно сказать, что Лермонтов освещает в своем творчестве проблемы современной ему эпохи и оценивает их насущный смысл, их значимость как историк, художник, как патриот, подлинный сын России.
Проблемы в творчестве Лермонтова