Разработка урока: Лирика китайского поэта Ду Фу
Цель: Ввести в мир поэзии Ду Фу; учить анализировать поэтический текст; развивать образное мышление, внимательность; воспитывать сочувствие, доброту, патриотизм.
Оборудование: Тексты поэзий Ду Фу.
Стихи Ли Бо и Ду Фу живут, и сияние их распространяется на десять тысяч джанов.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашней задачи.
Ответ «Особенности китайской лирики эпохи Тан». Рассказ «Этот чудак Ли Бо». Задача: доказать, что стих «Вхожу я в реку» отвечает особенностям лирики Ли Бо.
II. МОтивация
«Составьте предложение» .
Распространяется, Ли Бо, их, стихи, сияние, десять тысяч джанов, и, живут, Ду Фу.
Какое отношение китайского народа к своим поэтам высказывается в цитате? Какое художественное средство положено в основу образа высказывания? .
III. Изучение нового материала.
1. «Знакомые незнакомцы».
— Что вам известно о Ду Фу? .
2. Рассказ Ду Фу о себе.
— По происхождению я — потомок старинного рода. Среди моих пращуров были выдающиеся военные, ученые, поэты, государственные деятели. Но к тому времени, когда я родился, от прошлой славы сохранились
Вся жизнь моя — это Путешествия и скитания. Чиновником стать мне удалось не сразу, итак даже в столице Чаньани я не нашел службы себе по душе и жил случайными заработками.
С утра самого я стучал в двери многих домов. Каждый вечер Вслед за стуком лошадиных копыт иду. Только недопитки пью, только холодные объедки ем.
Всю жизнь я мечтал об уютном, теплом доме, которого так и не дождался. Но волновался я не только за себя, а и за других таких же бедняков.
О если бы такой построить дом, Под крышей громадной одной, Чтоб миллионы комнат были в нем Для бедняков, обиженных судьбой! Чтоб не боялся ветра и дождя и, как гора, был прочен и высок, и если бы, по жизни проходя, Его я наяву увидеть мог, Тогда — пусть мой развалится очаг, Пусть я замерзну — лишь бы было так.
.
Служба в войске, плен, чахотка и другие беды обсели меня со всех сторон. Казалось, боги поклялись подвергнуть испытанию мощь человеческого духа, и только творчество вселяло веру и давало мне возможность выстоять. Я написал около 1,5 тысячи стихов.
3. Особенности лирики Ду Фу.
Внимание к внутреннему миру человека; сочувствие к обездоленным и обиженным; изобличение войны и несправедливости.
4. Чтение поэзии Ду Фу.
1) «Песня о хлебе и шелке».
Подготовка к восприятию произведения
— Известно ли вам библейское выражение «перековать мечи на орала»? Что оно означает?
Чтение поэзии учителем.
Песня о Хлебе и шелке.
В Поднебесной, по Китаю всему, есть тысяч десять городов, наверное; Но есть ли хотя бы одно, в котором не прославлялось бы воинов могущество? А что, если бы серпы, мотыги и орала Повыковать нам из блестящих лат, Лишь бы они покорно опахали Цунь поля запустелого уклад? Горькие рыдания уже не поливали бы ту землю, где гуляла страшная война.
Мужчины бы с песней пахали, Женщины бы наткали из шелка полотна.
Беседа.
Почему в Поднебесной «прославляется воинов могущество»? . К чему поэт призывает людей? . Почему поэзия имеет такое название? . Как называется вопрос, высказанный во 2-й строфе? .
2) «Возвращаются дикие гуси».
Подготовка к восприятию произведения.
Когда дикие птицы возвращаются домой? . Наблюдали ли вы когда-нибудь за перелетами диких птиц? Что вы ощущали в это время? .
— Итак, узнаем, что же ощущает лирический герой во время весеннего перелета птиц.
Чтение поэзии учеником.
Возвращаются дикие гуси
Я приехал восточнее — от дома это тысячи ли. Как уляжется бунт, вернусь какой весной? Созерцаю над городом гусей — сердце рвется из немой кручины, Так как на север летят, на Отчизну возвращают они!
«Свободное письмо».
Запишите мысли, которые спонтанно возникли у вас во время чтения поэзии.
Зачитывание ассоциаций.
Беседа.
Почему сердце лирического героя «рвется от немой печали»? .
В каких деталях прослеживается параллель между человеком и птицами? .
Определите тему и идею поэзии. .
5. Дополнительная задача.
«В праздник поднялся на гору».
Чтение поэзии учителем.
В праздник поднялся на гору. Порывистый ветер под небом безоблачным, щемящие обезьяньи вскрики. Чистенький берег с белым песком и парение птицы по кругу. В безграничных лесах пожелтевшая листва летит с шелестом наземь. Вода бесконечной Длинной реки течет, бурля, мимо.
Печальная осень — на тысячи лет; чувствую вечно гостем. В человеческой жизни — десятки болезней; сам один стою здесь сегодня. Отягощенный горем; и вдобавок еще и неприятность: все больше снега на висках!
Уже такой стал, что недавно должен был навсегда с вином распрощаться. . Чтение отрывка из поэзии на китайском языке. Фэн цзи тянь гао юань сяо ай, чжу цин ша бай няо фэй хуэй. В бянь ло му сяо сяо сия, бу цзинь Чан цзян гунь гунь ругай. Вань ли бэй эту чан цзо кз, бай нянь к бин ду дзн таи.
Цзянь нань гу хзнь фань шуан бинь, ляо дао синь плетень чжо цзю бзй.
Чтение поэзии на русском языке.
Поднявшись на высоту.
Стремителен ветер, и небо высоко, В лесу обезьяны кричат. Над чистой осенней воды потока Осенние птицы летят. Осенние листья кружат, опадая, Багряны они и легки, И тянутся вдаль от родимого края Просторы Великой реки. Куда меня гнало и гонит доныне По тысячам разных дорог?
На старой террасе, на горной вершине Я снова совсем одинок. Сижу позабывши в прежней отраде, Покрыла отвесы седина — Печальный изгнанник, сижу я, не глядя На чары хмельного вина. .
IV. Итоги урока.
«Микрофон».
Докажите, что в прочитанных поэзиях есть особенности, которые присущие именно лирике Ду Фу.
1 Ряд — «Песня о хлебе и шелке».
2 ряд — «Возвращаются дикие гуси».
3 Ряд — «В праздник поднялся на гору».
V. ДОмашняя задача.
І вариант.
Сравнить переводы Г. Туркова и А. Гитовича.
ІІ вариант.
Определить тему, идею, художественные средства стиха «В праздник поднялся на гору» .
ІІІ вариант.
Написать произведение-миниатюру «Символ осени в поэзии Ду Фу «В праздник поднялся на гору»».
Разработка урока: Лирика китайского поэта Ду Фу