Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина

Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия «романтизм». Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности, в чем-либо не удовлетворяющей запросы творца, противопоставляются картины жизни желаемой, созданной мечтой, полетом фантазии, возвышенной над действительностью. Еще В. Белинский указывал на существование двух способов отображения реальных явлений жизни: поэт либо преобразовывает жизнь согласно

собственному идеалу, что зависит от взгляда на существующий порядок вещей и от его отношения к миру, либо отображает действительность во всей ее наготе, со всеми подробностями, цветами и оттенками.

Для романтических произведений характерны необычные, а иногда и фантастические события и ситуации, определенная условность, наличие возвышенных образов, изображение людей, которые наделены сильными страстями, иногда действуют в фантастических, неправдоподобных, часто экзотических обстоятельствах.

Романтический мир Пушкина — это, прежде всего мир его романтических героев. Ранняя поэзия Пушкина передавала

ощущение быстротечности жизни, жажду наслаждений. Романтический герой ранней лирики поэта исповедует культ земных радостей, противопоставляя их мелочным заботам, ортодоксальности и официозу. Характерна и примеряемая Пушкиным поэтическая маска — не просто философа-ленивца, но монаха, чернеца, расстриги, мечтающего о земных радостях:

Хочу воспеть, как дух нечистый ада Оседлан был брадатым стариком; Как овладел он черным клобуком. Как он втолкнул монаха в грешных стадо.

В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения: в это время он пишет в основном элегии. Жанр элегии появился еще в античной литературе, однако в Древней Греции элегия еще не отражала настроений грусти, тоски, меланхолии: чаще всего это были воинские песни, а название «элегия» только указывало на то, что стихотворение написано стихотворным размером, который назывался «элегическим дистихом». У римских поэтов элегия уже приобрела печальное звучание.

У Пушкина же она недолго была отмечена своеобразным колоритом, присущим этому жанру: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов». В иерархии эстетически-нравственных ценностей поэта главенствующую роль играли эпикурейские мотивы, которые являлись для Пушкина своеобразной маской и вызовом господствующей морали:

Кто счастье знал, уж не узнает счастья. На краткий миг блаженство нам дано: От юности, от нег и сладострастья Останется уныние одно.

Романтично Звучат стихотворения прощального лицейского цикла, одухотворенные культом дружбы, верности юношеским заветам, вольнолюбия:

Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть Свободу миру. На тронах поразить порок.

В 20-е годы XIX века над поэтом сгущаются тучи, за политические стихотворения ему грозит ссылка, замененная по ходатайству друзей разрешением отбыть на Кавказ и в, Крым для поправления здоровья. Крымские и кавказские впечатления остались для поэта на всю жизнь самым сладостным воспоминанием: красивая природа, необычные нравы и обычаи местного населения, исторические предания и легенды. В этот период в творчестве Пушкина главным героем становится изгнанник, ушедший из общества себе подобных или же отвергнутый ими.

Под бурями судьбы жестокой Увял цветущий мой венец; Живу печальный, одинокий, И жду: придет ли мой конец?

Следует отметить, что поэт обладал удивительным качеством: он умел подчинить себе тяжелейшие обстоятельства, находя в них благо, осмысляя их как новый, доныне не изведанный материал для творчества. В течение всей своей жизни Пушкин уделял пристальное внимание проблемам современности. Примером может служить поэма «Кавказский пленник», работая над которой поэт так сформулировал свою творческую задачу: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века».

Главный герой поэмы — молодой человек, покинувший Россию и попавший в плен к черкесам. Будучи в плену, он проявляет себя как сильная личность, он бесстрашен, умеет скрыть от окружающих свои истинные чувства, способен стойко переносить страдания, смирившись со своим положением изгнанника в ожидании лучших времен. Он страстно любит свободу, с интересом наблюдает непривычную жизнь горцев, часами любуется красотой кавказской природы. Но он разочаровался в жизни, будучи «жертвой страстей», владевших им в ранней молодости, и, наверное, поэтому отвергает пламенную любовь юной черкешенки, хотя при этом он мучается, страдает от осознания своей холодности.

В духе романтизма написаны также поэмы » Бахчисарайский фонтан «, » Цыганы «.

В романе «Евгений Онегин» поэт продолжает тему, начатую в ранний период творчества. Центральный персонаж романа, Евгений Онегин, — г — тип «современного человека» пушкинской эпохи, разочаровавшегося в жизни. Однако Пушкин как автор романа «Евгений Онегин» отличается от Пушкина — автора «Кавказского пленника»: теперь поэт видит жизнь во всем ее многообразии, судит о ней трезво.

Так на смену романтическому, восторженному взгляду на мир к поэту приходит уравновешенное реалистическое осознание действительности.




Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина