Романтизм современной прозы

В XX веке вопрос об искоренения индивидуалистических пережитков в человеке писатели ставили всегда, но тогда он зазвучал особенно остро, по — новому. Внешний сюжет романа Ю. Трифонова «Утоление жажды» — борьба с пустыней, в нем скрывается главный мотив произведения: ответственность коллектива, за каждую личность, борьба с «пустыней» в душах людей. Писатели все чаще поднимали эту проблему в своих произведениях. «Фундаментом» их стали социально-нравственные конфликты.

Романтики стремились к усложнению характеров. Лучше

всего это получилось у Владимира Тендрякова. Он пытался показать путь формирования подлинного художника-гражданина, жизненную основу его творческих поисков и стимулов, . Автор поставил широкий круг вопросов художественного творчества: время и искусство, этическое и эстетическое, жизненный опыт народа и индивидуальность художника, красота и история.

Этот писатель, как и многие другие того периода, стремился сократить, уничтожить расстояние между самыми передовыми и самыми отсталыми людьми.

В произведениях художников, пристрастных к нравственной проблематике, особую роль преобритали авторские замечания,

подтекст, детали, даже интонация повествования. В 50-е годы стали появляться произведения и о духовной жизни деревни. Такие писатели, как В. Тендряков, В. Шукшин, Е. Носов, П. Проскурин, В. Солоукин, В. Астафьев, В. Белов и другие рассказывали о сложных процессах колхозной жизни, о трудностях, конечно передавая все это с романтической приподнятостью.

Поэтому книги их глубоко оптимистичны, основаны на вере в силы тружеников. Так, Крутилин С. призывает доверять народной инициативе, ведь «люди живут на земле смекалистые, упорные и выносливые».

А проблему руководства в колхозе, которую тогда поднимали многие писатели, он решает в широком гуманистическом плане. Сила руководителя, по его мнению, заключается в способности услышать затаенную душу человека, найти ему дело по душе, опереться на людей, предоставить простор их мыслям. Освещая события колхозной жизни, художники вторгались и в политическую сферу, поэтому сложился жанр социально-политического романа, действие которого связано с процессами, происходящими в деревни.

Например, одной из важных проблем была проблема народа и государства, часто писатели изображали переселение масс в степные районы. Не менее важное место в литературе занимали и такие острые вопросы развития деревни — неумелая организация труда, нередко рассчитанная на «показуху», которая не только приводила к низкой производительности, подрывала экономику колхоза, но и сопровождалась тяжкими моральными последствиями: отчуждала тружеников от настоящего дела, обессмысливала его работу, лишала радости творчества. И все же продолжали люди верить в «светлое завтра», поэтому романтики видели в глубине их души прекрасные чувства: любовь, доброта, отзывчивость.

В тот период так называемая «деревенская проза» достигла выдающихся успехов.

Творческих людей интересовала не только современность, они пробовали анализировать прошлое. Писатели старшего поколения обратились к годам своей юности. Теперь они по-другому рассматривали события тех лет.

В преддверии пятидесятилетия Октября художники стремились нарисовать романтическими красками полный героизма, отваги и трудности исторический путь общества.

Неофициального романтического героя того времени мы видим в произведениях Булата Окуджавы. Он, зная, что такие ценности, как культура, искусство будут цениться всегда, искал свой идеал в творческих людях: циркачах, музыкантах, живописцах, самозабвенно преданных искусству. Так, в «Песенке о Моцарте» он восхваляет творческую личность: Моцарт на старенькой скрипке играет. Моцарт играет, а скрипка поет. Моцарт отечества не выбирает — Просто играет всю жизнь напролет.

А в «Грузинской песне» он восхвалят земледельца, живущего в гармонии с природой: Виноградную косточку в теплую землю зарою, лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, друзей созову, на любовь свое сердце настрою… А иначе зачем на земле этой вечной живу? Есть в творчестве Б. Окуджавы стихотворение, написанное в 1957 году, как бы совмещающее в себе и мир и войну. Это «Бумажный солдатик», в котором мы находим все черты романтического героя.

Один солдат на свете жил, красивый и отважный, но он игрушкой детской был: ведь был солдат бумажный.

Он переделать мир хотел, чтоб был счастливым каждый, а сам на ниточке висел: ведь был солдат бумажный. Он был бы рад — в огонь и в дым, за вас погибнуть дважды, но потешались вы над ним: ведь был солдат бумажный. Не доверяли вы ему своих секретов важных, а почему? А потому, что был солдат бумажный. В огонь?

Ну что ж, иди! Идешь? И он шагнул однажды, и там сгорел он ни за грош: ведь был солдат бумажный.

В этом стихотворении поэт изобразил классический образ романтического героя, который беззащитен, но в то же время готов пожертвовать всем ради людей.

Поскольку Б. Окуджава был на Отечественной войне, все ужасы ее отразились в его творчестве. Булат Шалвович точно представлял последствия затянувшейся войны, но верил в жизнь, в молодое поколение. Поэтому именно солдаты-мальчишки были для него символом нового мира. В стихотворении «Ленька Королев» он говорит: Ребята уважали очень Леньку Королева и присвоили ему звание короля.

Этот мальчишка не мог оставаться в стороне, когда у кого-то беда, и поэтому как только началась война Наш король… кепчонку, как корону набекрень и пошел на войну.

Творчество Булата Окуджавы многогранно, и мы без труда находим стихотворения, изображающие эпоху XVIII — начала XIX веков с ее галантными кавалерами, прекрасными дамами, роковыми страстями и благородными ритуалами. Мир в его стихах-песнях становится чуть более красив, чуть более романтичен, чем на самом деле. Таково «Батальное полотно», такое же яркое и условное, как и подлинное батальное полотно первой четверти XIX века.

В этом стихотворении он рисует позднее катанье. На передней лошади едет Император. Вслед за императором едут генералы Следом — дуэлянты, флигель-адъютанты, все они красавцы, все они таланты, Все они поэты…

Но они не от мира сего. Чувствуют себя неуютно среди огромных земли и неба.

Набор трогательных ритуалов, изысканный «кодекс чести», которому они всегда верны, не спасает их от жестокого мира. Такого же романтического героя изображали и романтики XVIII — начала XIX веков, то есть неофициальным идеалом людей того времени можно назвать классического романтического героя. А в 80-х годах наша страна встала на путь перестройки. Изменились ценности, а значит и романтические идеалы времени. Людям пришлось отказаться от своего идеала, хоть это было и тяжело.

Многие до сих пор не приняли новой жизни. Но общество «отказалось» от веры в «светлое будущее», в доброе положительное начало в человеке. Трагедия поколения заключалась в разрушении «старого» идеала, мечты, которые рисовали писатели в своих произведениях.

Я считаю, что литература, которая поддерживала веру в людей, достойна уважения. Может быть, не будь этого сказочного будущего, не будь принца нового времени, не выжила бы страна, не поднялась бы она ни после революции и гражданской войны ни после ужасов 1941-1945 годов, ни после лет репрессии. Россия оправилась после всех этих событий, потому что все книги (издаваемые в период строительства социализма должны были помочь сформировать идеального героя своего времени, научить людей, как быть достойным «светлого завтра».




Романтизм современной прозы