Рыцарский роман средневековья и его основные циклы
1. История развития — раньше всего появились во Франции. Сначала — обработки произведений античной литературы
— «Роман об Александре Македонском» — «предроман»: любовной темы нет, но показан верх земного величия и власть судьбы над ним → «александрийский стих»: парные рифмованные 12-тисложные стихи с цензурой после 6-го слога — «Роман об Энее» XII — с «Энеиды» — на первом месте 2 любовных эпизода: Дидона-Эней и Эней-Лавиния — «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мор — гигантский — не по Гомеру, а по
2. Из кельтских народных сказаний, насыщенных эротикой и фантастикой. Дошли через УТ и через легендарные хроники
— артуровские романы: Гальфрид Монмутский «История королей Британии» XII — лат. хроника — псевдоисторическая рамка. Про круглый стол придумали переводчики на европ. языки → «романы Круглого стола». Двор короля Артура представлялся как средоточие идеального рыцарства. Создан фантастический мир с волшебными источниками, феями, великанами, прекрасными девушками в беде, ожидающих помощи рыцаря
Бретонские повести:
—
3. Мария Французская — англо-нормандская поэтесса — сборник из 12 лэ ~1180 . Сюжеты из бретонских песен она переносит во французскую действительность. Оболочка рыцарского содержания прикрывает общечеловеческое содержание: насилие над естественным чувством. Любовь для нее — не служение даме и не бурная роковая страсть, а природное влечение друг к другу сердец.
5. византийские романы
— развились немного позже остальных — это романы превратностей, приключений, сюжеты построены на мотивах из византийского романа: кораблекрушения, похищения пиратами, узнавания, насильственная разлука и счастливая встреча любящих — во Францию эти темы попадали через УТ, крестоносцами из южной Италии, редко из книг — характерно приближение к обыденной жизни — типичны «идиллические» романы, с одним и тем же сюжетом
5. пародии на рыцарские романы
— «Окассен и Николет» — песня-сказка нXIII. Форма чередования стихов и прозы. Насмешка над феодальными и рыцарскими принципами.
Флуар не похож на рыцаря. — «Мул без узды» Пайен де Мезьер — шуточный монтаж из эпизодов и мотивов Кретьена.
2. особенности, отличия от эпоса:
— тема любви в возвышенном смысле — фантастика = сверхъестественное и необычайное, исключительное, приподнимающее героя над обыденностью — все это в форме авантюр — подвиги совершаются во имя личной славы — рыцарство мыслится как учреждение вне места и времени → все эпохи изображаются равными современности — монологи, в которых анализируются душевные переживания — живые диалоги — изображение внешности персонажей — подробное описание обстановки
Рыцарский роман средневековья и его основные циклы