Самостоятельная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Цели: контроль и коррекция уровня усвоения учебного материала, умения применять на практике полученные знания. оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины В. Поленова «Осень в абрамцеве». тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1.
Слушание 2-3 творческих работ 2. наблюдение над языковым материалом Сравните данные бессоюзные предложения с синонимичными им союзными. Почему здесь более уместно использование бессоюзных конструкций?
Глядь:
Никитин). мирный звук воркующей горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается (М.
Пришвин). мало — помалу я догадался: это не человек, а барсук возвращался утром в нору из ночных своих похождений. Садясь на школьную скамью, не забывайте: вы в строю.
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Бессоюзные
В бессоюзных предложениях связь между частями внутренняя, скрытая, но она обычно легко угадывается. а раз нет союзов — текст более сжат, усилен динамизм содержания.
Разнообразнее и выразительнее интонация таких предложений. а на письме ее роль выполняют знаки препинания: тире, двоеточие, запятая, точка с запятой. Цель нашего урока — систематизировать, обобщить и закрепить знания о правилах постановки знаков препинания в данных конструкциях, совершенствовать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения различных видов. IV.
Совершенствование пунктуационных навыков и речевых умений 1. творческая работа А) Восстановите авторский текст, заменив сложные предложения С союзами — бессоюзными. Прекрасны в средней полосе России пушкинские места.
Эти места очаровали Пушкина, а он очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само михайловское было превращено в узел обороны, а в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов. Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина заминирована. Но директор заповедника и люди, работавшие в нем, верили, что все будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до зари.
Б) Творческий диктант.
Объедините простые предложения в бес Союзные сложные. 1) Пушкин задержался в Тамани из-за непогоды. На море разыгрался шторм.
Плыть через Керченский пролив было нельзя. 2) Утром 15 августа 1820 года бушевавшее несколько дней подряд море стихло. Несколько часов спустя вместе с семьей генерала Раевского на корабль поднялся и александр Пушкин.
3) Позади трогательное прощание. Позади длинный многоверстный путь по Кубани. 4) Ветер наполнил паруса.
Корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь. 5) На берегу их встретил сорокалетний седовласый начальник флотилии Патиниоти. Этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими впоследствии знаменитыми писателями. . 2. Конструирование бессоюзных сложных предложений По данному началу Продолжите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: А) с запятой и точкой с запятой: Образец. Закат уже начал темнеть…
Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды. Закат уже начал темнеть; кое-где на небе, одиноко мерцая вдали, зажглись первые звезды. Река в половодье сильно разлилась… Вся природа дышит свежестью… ; Б) с двоеточием: Растения освежают воздух:… Лес влияет на температуру воздуха:…
Вглядываюсь вдаль и вижу:… ; В) с тире: Наступит весна -… Знай я ремесло -… Дунул ветер -…
Мы хотели закрыть окно -… . Составьте сложные предложения, а затем перестройте их в бессоюзные: А) с союзами и, а, когда, если: Раздался звонок… . Наступят каникулы… . Коля поступил в техникум… ; Б) с союзами потому что, так что, что: Я встал рано… . Было уже светло… . Радовался… . 3. Конструирование бессоюзных сложных предложений по данным схемам Рассмотрите схемы. Составьте по одному предложению на каждую схему. А) [ ] ; [ ] . Перечисление Б) [ ] : [причина] . II вариант А) [ ] : [пояснение]. Б) [ ] — [ ] . Противопоставление III вариант А) [время или условие] — [ ] . Б) [ ] : [дополнение, изъяснение]. 4. творческая работа: употребление бессоюзных сложных предложений в речи вариант Сочинение-миниатюра — По данному началу напишите сочинение-миниатюру, употребляя бессоюзные сложные предложения. — Определите тип и стиль речи.
Обоснуйте свой ответ. В. Д. Поленов. «Осень В АБРАМЦЕВЕ» Это картина-воспоминание. Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной. Тихий лесной уголок осенней порой.
Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку… Образец сочинения Это картина-воспоминание. Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной. Тихий лесной уголок осенней порой. Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку; золотые и оранжевые березы чередуются с темными елями; маленькая одинокая осинка горит пунцовым пламенем; налево высится еще по-летнему зеленый дуб.
Краски яркие, нарядные, звонкие и одновременно какие-то тревожные. И кажется нам: поет где-то в лесу нежная и тонкая скрипка. II вариант Напишите часть сказки. Придайте повествованию разговорную окраску, используя бессоюзные предложения.
Образец. Посмотрел Иванушка налево — видит непроходимое болото, посмотрел направо — видит глубокий овраг с водой. Вперед идти — не проберешься. Лес стеной стоит.
Что делать? V. Рефлексия. Подведение итогов урока Фронтальная беседа — Какие сложные предложения называются бессоюзными? — В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая? точка с запятой? Приведите примеры. — Когда между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие? Когда — тире?
Приведите примеры на каждый случай. VI. Домашнее задание Выпишите из романа м. лермонтова «Герой нашего времени» по одному предложению на употребление запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях и по два предложения на употребление двоеточия и тире.
Самостоятельная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»