Сатирические произведения Антиоха Кантемира
Антиох Дмитриевич Кантемир вошел в историю русской литературы прежде всего как автор сатир, живо отображающих русскую действительность начала XVIII в. Сатиры Кантемира по своему содержанию уже классицистские произведения. Однако и язык, и система стиха, и стремление к яркости, экзотичности образов тесно связывают творчество первого русского сатирика с литературой конца XVII в. Установка на максимальную правдивость, на правдоподобие образов также сближает сатирическую поэзию Кантемира с бытовыми повестями конца XVII — начала XVIII в., хотя стиль
Судьба, кажется, сделала все, чтобы отдалить Антиоха Кантемира от русской народной жизни. Сын знатнейшего молдавского вельможи, сподвижника Петра I князя Дмитрия Кантемира, будущий сатирик получил блестящее домашнее образование и значительную часть своей жизни провел вне России. Он был русским посланником сначала в Лондоне, а затем в Париже, однако, человек необычайно наблюдательный и неравнодушный к несовершенству общества, Кантемир сумел зорко вглядеться в русскую действительность и красочно отразить ее в сатирах, написанных не только
Кантемир-поэт до конца жизни остался верен силлабическому стихосложению. Вместе с тем он сознавал несовершенство русской силлабики и предпринял попытку ее усовершенствования, изложив принципы этой реформы в теоретическом трактате «Письмо Хари-тона Макентина к приятелю о сложении стихов русских». На практике эта реформа силлабического стихосложения отразилась в окончательной редакции сатир.
Сатиры Кантемира — большие по объему и по тематическому диапазону произведения. Несложные по композиции, архаичные уже в 30-е годы XVIII столетия по своему стихотворному строю, эти произведения явились тем не менее настоящим поэтическим открытием. По справедливому замечанию В. Белинского, Кантемир «первый на Руси свел поэзию с жизнью». Необычайная правдивость зарисовок, сделанных Кантемиром в его сатирах, определяется типичностью изображенных писателем явлений и характеров.
В то же время созданные поэтом типы еще во многом схематичны и рационалистически утрированы.
Принципиально новое здесь заключается в том, что в своей типизации Кантемир опирается обычно не на фольклорные, а на литературные стилистические традиции, на творческий опыт Горация, Ля Брюйера и Буало. Правдоподобие рисуемых Кантемиром персонажей усиливается благодаря удачному отбору языковых средств. Писатель мастерски пользуется московским просторечием начала XVIII в., иногда также пословицами и поговорками.
Порой он прибегает, хотя и в незначительной мере, к индивидуализации речи своих персонажей. Новым, исторически злободневным был и конфликт, лежащий в основе сатир, — столкновение воинствующих просветительских идей начала века, петровского времени с невежественной и враждебной всему прогрессивному стариной. С одной стороны — человечность, свет знания, гражданственность, представленные образом автора или его аНег е§’0 | , а с другой — ретроградство и обскурантизм, ханжество. Это — полюсы. Но есть в сатирах и персонажи, идейная позиция которых неустойчива, за которых можно и должно вести борьбу. Таков Евгений зо второй сатире.
Обличая недостатки и пороки Евгения, его еще можно вывести на истинный путь. Такое же примерно положение занимает и Зоил в небольшой сатире, принадлежность которой Кантемиру, однако, окончательно не установлена.
Итак, силлабическая система стиха и тяготение к правдоподобию деталей еще тесно связывают творчество Кантемира с литературными традициями русского XVII в., но идейная направленность его сатир и отчасти также их стилистическое оформление определяются уже принципами классицизма. Этими принципами подсказан и сам выбор жанра сатиры. Поэзия Кантемира — это поэзия позднего русского предклассицизма, перерастающего в классицизм.
Характерная для всего творчества Кантемира тяга к просторечию, к обогащению поэтического языка живой устной речью обнаруживается уже в самых ранних его произведениях. Просторечные элементы, например, в изобилии встречаются в «Переводе некоего итальянского письма», относящемся к 1726 году. В конце 20-х годов Кантемир усиленно знакомится с французской литературой, в частности с творчеством Мольера и Мариво, что способствовало обогащению его собственной практики поэта-сатирика. Очевидно, в этот же период Кантемир испытал влияние «Характеров» Ля Брюйера, отразившееся в его сатирах. Внимательно читает поэт и произведения законодателя французского классицизма Буало, переводит некоторые из них.
В семье Кантемиров был в ходу преимущественно новогреческий язык, но с юных лет Антиох в совершенстве владеет также итальянским языком. Французский язык Кантемир освоил позже и знал хуже греческого и итальянского. Но в России тех лет французское культурное влияние еще почти не ощущалось, и Кантемир явился, таким образом, одним из первых пропагандистов французской культуры и, в частности, принципов классицизма на русской почве.
Период зрелого творчества Кантемира начинается с 1729 г. В этом году он пишет свою первую сатиру. Затем, до отъезда за границу в начале 1732 г., писатель создал еще четыре сатиры. В 1738 и 1739 гг. были. написаны последние четыре сатиры.
Первые пять сатир, написанные в России, были впоследствии Кантемиром переработаны: их стихи подверглись упорядочению, композиция стала более стройной. Окончательные редакции сатир, т. е. их канонический текст, могут быть установлены только приближенно, потому что при жизни писателя сатиры не были напечатаны и распространялись в рукописных тетрадках, непрерывно варьируясь. До нас и дошли такие варианты, среди которых трудно безоговорочно выделить вариант, окончательно апробированный автором.
Первая сатира Кантемира произвела огромное впечатление на передовых людей и быстро распространилась в списках. Условно-мифологические имена персонажей не затемнили в глазах читателей тесную связь этих персонажей с русской почвой. Феофан Прокопо-вич, как известно, горячо поддержал молодого поэта, обратившись к нему с восторженным и вдохновенным стихотворением «К сочинителю сатир», где творчество Кантемира расценивается как пророческое.
Поддержали сатирика и другие выдающиеся деятели русской культуры того времени, в частности известный архимандрит Феофил Кролик.
Можно предполагать, что Прокоповичу ранее были известны какие-то другие сатирические произведения Кантемира, так как Феофан пишет «Сочинителю сатир» .
Выраженный Кантемиром гуманистический принцип прочно укоренится в позднейшей русской литературе. Мысль Кантемира разовьет Сумароков, а Карамзин утвердит через несколько десятилетий духовное равенство дворянина и крестьянина. И наконец, Радищев прямо заговорит о политическом равенстве людей как цели общественного развития и логически придет к восхвалению революционного восстания.
Сатирические произведения Антиоха Кантемира