Символизм в литературе и искусстве
Символизм — название, возникшее в споре критиков с представителями «новой поэзии» во Франции. В ответ на упрек в «упадочничестве», «декадентстве» Ж. Мореас в 1886 г. предложил определение новой поэзии как «символической» и издал манифест символизма как литературной школы. Ж. Мореас и является по сути вождем французского символизма, к которому принадлежали Р. Гиль. С. Мерриль, Ф. Вьелле-Гриффен, Г. Канн, С. Малларме, Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо.
В самом начале существования новой школы появилось два литературных произведения,
Символизмом следует называть литературно-художественное течение, распространившееся в Европе и России. Представители его: Ж. Роденбах, Э. Верхарн, М. Метерлинк ; Ст. Георге, Г. Гауптман ; P. M. Рильке, Г. фон Гофмансталь ; О. Уайльд, Г. Ибсен ; Д. Мережковский, 3.Гиппиус, Ю. Балтрушайтис, К. Бальмонт, Вяч.
Иванов, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый и др. . Это самое крупное направление модернизма. Оно пересекается с импрессионизмом и декадентством. Символизм охватил все сферы
Если в любом художественном направлении или течении центральным является художественный образ, и специфика школы возникает из трактовки этого главного концепта, то символисты считают «точкой отсчета» художественного мира символ с его спецификой связи горнего и дольнего, земного и небесного, обыденного и надмирного. Символ не просто многосмыслен; он предполагает бесконечное число значений и толкований, правда, находящихся в границах одного определенного круга представлений о мире и жизни. Способность видеть подлинную сущность за оболочками вещей означает возможность проникновения силами искусства в «тайны бытия», познать «изначальные идеи» миротворения.
Подразумевается, что существует высшее единство мира, сущностное начало, проницающее внешние оболочки любых явлений.
В этой связи огромное значение приобретает в символизме концепция художественного слова. Оно призвано проникнуть в тайны и выразить идеальный мир. Меж тем оно все же не всесильно; обладая звуковой плотью, оно ограничено в своих пределах, как все земное.
Однако с его помощью можно если не прямо назвать, то хотя бы намекнуть на область непознаваемого. Вот почему возникает и развивается идея «музыки слова»: музыка среди искусств — как самое бестелесное, эфемерное и одновременно вечное или причастное вечности — считается наиболее верно передающей истинное божественное содержание бытия.
На формирование символизма оказали огромное влияние учение и эстетика Ф. Ницше, философия Д. Шопенгауэра. Символизм отталкивается от трактовки мира и человека, свойственной материализму и позитивизму, отказывается объяснять мир с позиций узко-секуляризированного «разума», видит во всем мистические события и превращения. Положение символизма — между реализмом и натурализмом с одной стороны и импрессионизмом — с другой.
Если реалисты показывают действительность в стабильных «формах самой жизни», а импрессионисты делают такую форму из мимолетных ощущений бытия, то символист стремится к означиванию всех реалий, метафоризации, пониманию одного через другое, совсем, быть может, чуждое ему в обыденных представлениях. «Формой» того, что символизируется, становится то, что символизирует.
Недаром для В. Брюсова, «культурного героя» русского символизма, «формой» в произведении искусства являются все средства, которые помогают выразить единственное «содержание» — душу художника: здесь и сюжет, и идея, и даже «мировоззрение», не говоря уже о композиции и языковых средствах. Для символиста главное — обобщение, причем выраженное не в мифическом и невозможном «объективном» отношении художника к миру, а только субъективно, только сквозь призму личности самого художника.
Мир обладает следующими чертами: непознаваемость; неслиянность и нераздельность добра и зла, красоты и безобразия, лжи и правды, вообще любых полярных начал ; диалектика «неска’занного» и «несказанного». слова и молчания, звука и тишины. В этом мире поэт обладает возможностью преобразовать мир через слово, главным образом — через его звук и значение, обогащающееся за счет найденных «соответствий». Художник выступает как со-творец Бога или даже как творец, чуть ли не равный Ему; во всяком случае — художник не «изображает» видимое, а «создает» видимое. Условности искусства сдерживают силу первобытного хаоса, стремящегося стереть с лица земли человека и его хрупкий дом — культуру.
Вот почему столь важен в символизме миф об Орфее, вообще о певце, заклинающем своим пением диких зверей.
В поэте символисты вслед за Бодлером ценили, помимо умения находить соответствия между отдельными явлениями мира, еще и способность ощущать ужас бытия и восторг, экстаз перед самым этим ужасом. Идея «умирания культуры» в символизме получает благодаря Бодлеру особый, сакральный статус. Ужас и восторг может испытывать только уникальная личность, органично существующая в поляризированном эмоциональном мире.
Отсюда — идея «жизнетворчества», распространенная в среде русских символистов.
С другой стороны, символизм обращается к древней легенде, гностическому мифу о Софии Премудрости Божией, то есть апеллирует к христианизированному женскому началу: здесь дело не только в способности продолжать человеческий род, но и стремиться к осуществлению духовной преемственности «рождения человека». Предание гласит, что София Премудрость Божия была женой Бога, но Дьявол похитил ее и заточил в неизвестном месте. Ее нужно освободить, чтобы в мире вновь воцарилась гармония.
Поэты-символисты ощущают себя такими «мужами», готовятся к подвигу во имя Прекрасной Дамы. Воскрешаются и более поздние рыцарские идеалы «служения» Даме.
Во французской живописи эпохи символизма поиск женственного идеала воплотился в творчестве П. Серюзье, А. Фантен-Латур, Моро и др. Символистом был и постимпрессинист П. Гоген, искавший свой идеал женщины и, соответственно, образ рая на экзотических для европейца островах Таити и Мартиника. В русском символизме ключевой фигурой служения «Прекрасной Даме» был Блок, увлекший за собой все поколение «младших символистов».
Самоощущение символизма всегда двойственно, и это определяет такой же двойственный характер его саморефлексии. С одной стороны, европейская цивилизация находится в глубоком, катастрофическом кризисе, с другой — европейская культура породила высокие эстетические или жизненные, но эстетизированные ценности. Между этими полюсами существует символист, преклоняющийся перед прекрасным, высоко несущий достоинство художника, и одновременно готовый ринуться во все безобразия жизни, во все ее стремительные и опасные водовороты.
В России о символизме первым заговорил Д. Мережковский, назвавший свою вторую книгу стихов «Символы. » . Подлинное искусство, по Мережковскому, включает в себя: 1) мистическое содержание, 2) символы, выражающие «безграничную сторону мысли», и 3) способность производить художественное впечатление, т. е. импрессионистичность — «жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным нашей чувствительности».
Статья З. Венгеровой — увлекательное чтение для того, кто захочет подкрепить свой интерес к истории русского символизма точным свидетельством того, «как все начиналось». Публикация в «Вестнике Европы» послужила стимулом интереса к новой литературе молодого поэта В. Брюсова. В результате появились выпушенные им сборники «Русские символисты» и вообще возникло явление как таковое. Активность Брюсова по продвижению нового направления была поистине титанической.
Если 1890-е гг. оказались в основном эпохой скандалов, одиночества, неприятия и новой школы, и ее «вождя», как окрестили Брюсова критики, то в 1900-е все радикальным образом переменилось. Ряды русских символистов расширились, начали выходить периодические издания, сборники, поэтические книги и др. .
В самих изначальных установках символизма, воспринятых русской поэзией, крылись причины его раскола. Огромное влияние оказало и философское учение В. С. Соловьева, чрезвычайно популярное на рубеже XIX-XX вв. Подавляющее большинство художников пошли по пути сближения искусства и религии, причем христианство дополнялось идеями античности. Другое направление, сравнительно малочисленное, считало этот путь идеологизацией искусства и настаивало на сохранении собственно эстетических приоритетов, занимаясь вопросами поэтического языка, его свойств и специфики.
К концу десятилетия, точнее в 1910 г., наступил конец эпохи символизма: «10-й год — год кризиса символизма, смерти Льва Толстого и Комиссаржевской» . Невозможно, однако, говорить о его «смерти», как делали это современники и некоторые потомки. Символическая природа кроется в самом стремлении искусства создавать знаки, передавать некоторый смысл, преображая внешние оболочки, транслировать внутреннее через внешнее, говорить иносказательно — словом, символизировать. Как бы ни стремились ближайшие наследники символизма откреститься от его «учительной» роли, их творчество само наполнено символами: таковы произведения акмеистов, футуристов и др.
Насквозь символичны театральные постановки В. Мейерхольда.
Символизм в литературе и искусстве