Старые и новые в консервативных и модернистских литературных концепций
Влияние Готфрида Бенна способствовало возникновению консервативных и модернистских литературных концепций. Наряду с этим существовала поэзия, для которой главным принципом оставался гуманизм — правда, принципом без практических социальных связей.
Во второй половине 30-х годов развилась самобытная социально-критическая поэзия, которая исходила прежде всего из утопических представлений об обществе. Поэтому она решительно выступала против ограничения поэтических высказываний исключительно личными проблемами.
Представляемая
Бенн прокламировал уход поэта из историко-общественного мира. Такое двойное существование жизни и духа оправдывало любую социальную несостоятельность и обосновывало
Высокая художественная завершенность этих стихов придает им одурманивающую прелесть. Петер Рюмкорф охарактеризовал их как «Ла Палому интеллектуального полсвета» 26. Бенн умер в 1956 году.
В переписке с Бенном некоторые поэты, начавшие писать в 50-е годы, сформулировали свою программу. К их числу принадлежит и Ганс Эгон Хольтхузен, который в сборнике своих эссе «Неприкаянный человек» от имени «прошедшего года» и «христианского образа мысли» констатировал «заброшенность» человека.
В подобных же выражениях, как и в опубликованной им антологии «Обуянное бытие» , предстает перед читателем мешанина из экзистенциалистских идей, консервативных представлений о порядке и воинствующего антикоммунизма. Похожую позицию занимали Хайнц Пионтек и Эрнст Кройдер, в чьих стихотворениях лирический герой уходит из реального мира в некие экзотические дали.
Наряду с этим получали признание концепции модернизма, чьим теоретиком выступал прежде всего Вальтер Хеллерер, поэт, критик, эссеист, а с 1962 года — руководитель «Литературного коллоквиума» в Западном Берлине. С 1954 года он вместе с Гансом Бендером издавал журнал «Акценте».
Здесь видна связь традиций модернистской литературы, начиная с немецкого экспрессионизма и кончая французским сюрреализмом, причем эти литературные течения рассматриваются как чисто литературное бунтарство, не связанное с историческими процессами.
Согласно модернистским концепциям, методически организованная «редукция» действительности имеет более важное значение, чем тема и предмет изображения. Речь идет не столько о передаче опыта, сколько о «восхищении словесным монтажом». Из-за этого утрачивается смысл стихотворения, доминирует его форма, что зачастую мешает читателю понять его содержание.
Издатель и «поэтолог», В. Хеллерер опубликовал также антологию «Транзит. Книга стихов середины века» , «Теорию современной поэзии и, кроме того, стихотворный сборник «Другой гость» .
Старые и новые в консервативных и модернистских литературных концепций