Для внеклассного чтения. Поэты старшего поколения встретили войну, вооруженные жизненным и литературным опытом. Естественно, что у них отношение к происходящему было более зрелым, чем у молодых, попавших на фронт прямо со школьной скамьи.
Не случайно, конечно, что именно «старики» создали крупные лиро-эпические произведения, в которых война осмыслена как звено исторического процесса. Опыт позволил им проникнуть в самую суть происходящего, точнее установить ценностные ориентиры и понять мотивы поведения человека на войне.
Молодые больше находились во власти отдельных сильных сиюминутных впечатлений, их творчество носило другой характер. К. Ваншенкин вспоминает: «…Семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной… Характер моего поколения был сформирован армией военной поры. Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадет в надежные и умелые руки. Мы были подготовлены к этому еще всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и гражданской войны, перешедшими к нам от старших».
Для молодых война совпала с тем временем, на которое обычно приходится начало сознательной жизни, работы, любви… Их судьба сложилась иначе:
Семафор на пути отправленье маячит. А мама задумалась… — Что ты, мама?…. — На вторую войну уходишь, мальчик!
Автор этих стихов, поэт С. С. Наровчатов, засвидетельствовал: «На войне я сформировался и как человек, и как поэт Все я получил сполна — и горечь поражений, и счастье побед «. Естественно, что войну молодые воспринимали острее, резче.
Увидеть войну в семнадцать лет — это потрясение навсегда. Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели, Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты. На живых порыжели от крови и глины шинели, На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Конфликты в стихах молодых отличаются особенной остротой:
В этом зареве ветровом Выбор был небольшой, — Но лучше прийти с пустым рукавом, Чем с пустой душой.
Сила, непосредственность чувства надолго оставили в строю и стихи молодых поэтов, не пришедших с войны, — П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова и др. Над подлинным искусством время не властно.
Дайджест:
- Место поэзии и поэта в стихах ПушкинаЕще в своей ранней оде «Вольность» он призывает «свободы гордую певицу», чтобы «воспеть Свободу миру, / На тронах поразить порок». Но Пушкину глубоко органично и понимание поэзии как великого Божьего дара, что нашло отражение прежде всего в программном стихотворении «Пророк»: Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал… Поэтический дар приносит ... Читать далее...
- Жанровая специфика литературной биографии ПлутархаЛояльный гражданин империи, человек умеренных и консервативных взглядов. Вне сферы новых литературных веяний, примыкает к эллинистической манере изложения. «Параллельные жизнеописания» — серия парных биографий, причем каждый раз рядом поставлены греческий и римский исторический деятели. Заключитальная часть — сравнения. Есть и отдельные биографии, видимо, более ранние. Сильный романофильский уклон; часто искусственный подбор пар. Каждая биография — ... Читать далее...
- Хронологическая таблица биографии А. А. БлокаХронологическая таблица биографии А. А. Блока Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям поэт, сам называвший себя в третьем лице «торжеством свободы» , принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе. В 1889 году мать ... Читать далее...
- Строки из стихотворений Ахматовой«Не с теми я, кто бросил землю \ На растерзание врагам» — первые строки одноименного стихотворения, написанного в 1922 году. Оно вошло в сборник «Anno domini». Чтобы понять эти строки, надо в первую очередь выяснить, кого имела в виду Ахматова под словом «враги» и кого имела в виду под «бросившими землю». В советское время это ... Читать далее...
- Методика изучения биографии писателя на уроках литературыИзучая литературное произведение в школе, мы стремимся соединить читательское восприятие учеников и объективное научное толкование художественного текста. Учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный ... Читать далее...
- Советы о сочинении по биографии ЛермонтоваКратко остановимся на задачах и приемах освещения отдельных этапов жизни М. Ю. Лермонтова. Детство в Тарханах. В VI классе вы слышали подробный рассказ о детстве Лермонтова, поэтому в VIII классе целесообразно восстановить его в памяти, а не сообщать вновь. Вот примерный перечень вопросов: Что вам известно о семье Лермонтова? Под влиянием какой обстановки складывался характер ... Читать далее...
- Последние строки романа «Мастер и Маргарита»На протяжении 1928-1940 годов M. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», в котором рассказал о том, что нельзя было высказать вслух: о свободе, христианских заповедях, независимости творчества, силе человеческого духа. Булгаков, как и любой просвещенный человек, видел недостатки и ошибки тогдашнего устройства. Как писатель, он описал в своем романе эти проблемы, мастерски вплетая их ... Читать далее...
- Хронологическая канва биографии ЛермонтоваВ 1830-1832 годах Лермонтов — студент Московского университета. Два студенческих года, в течение которых не происходило каких-либо значительных внешних событий в жизни поэта, были годами внутреннего стремительного роста, напряженного творчества. Многое интересует студента Лермонтова: новейшие течения в науке и история Новгородской вольницы, игра Мочалова в «Гамлете» и последние произведения Пушкина, концерты приезжих музыкантов и судьба ... Читать далее...
- Строки из любовной и философской лирики ТютчеваУ молодого Тютчева любовь — праздник, свет, благоухание. Она — то прибежище, где можно обрести покой. Никогда не упоминается в стихах конкретная женщина, везде просто «она» — светлый, веселый, легкий образ. Чистоту, незапятнанность чувства подчеркивает множество поэтических деталей, таких, стихи искренни, ибо полны ожидания «праздника жизни»: Твой взор живет и будет жить во мне: Он ... Читать далее...
- Самая яркая и драматическая глава в биографии Гюго17 июня 1851 года Гюго поднимается на трибуну Законодательного собрания, чтобы протестовать против пересмотра статей конституции, запрещающих переизбрание президента республики на второй срок. Пересмотром этих статей бонапартисты старались обеспечить повторное избрание Луи Наполеона. Гюго прямо заявил о существовании монархического заговора и сорвал маску с мнимого защитника республики принца — президента: «Как! Разве после Наполеона Великого ... Читать далее...
- «Смерть Поэта»: мятежный дух поэта-гражданинаЛирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее, в одно из самых сложных в истории России время — николаевскую реакцию, которая наступила вслед за национально-патриотическим подъемом, вызванным победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Воспитывался будущий поэт ... Читать далее...
- Краткий пересказ Биографии ТолстогоЛев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне. Происходил из древнего рода, ведущего свое начало с 16 века. Толстой рано лишился родителей, воспитательницей его, трех братьев и младшей сестры стала дальняя родственница Т. А. Ергольская. О детстве Толстого написано в его автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Мальчик имел богатое воображение, тонкую душевную организацию. В своей трилогии ... Читать далее...
- Мицкевич и Пушкин — две судьбы, две биографииДве величественные фигуры, две судьбы, две биографии, такие разные и вместе с тем такие похожие. Соучастники и соперники, друзья и враги, единомышленники и антиподы. Пылкие приверженцы свободы, они решительно выступали против тирании в любых ее проявлениях, оба симпатизировали национально-освободительным движениям европейских народов, поддерживали эту борьбу словом и делом и в конце концов… оказались по разные ... Читать далее...
- На основе биографии Александра Исаевича СолженицынаВ судьбе Александра Исаевича Солженицына события, обычные для судеб миллионов его сограждан, сплелись с событиями редкими и даже исключительными. Будущий писатель родился в Кисловодске. Его отец, родом крестьянин, участник Первой мировой, не дожил полугода до рождения сына. Мать Солженицына происходила из богатой кубанской семьи и была хорошо образованна, но это только мешало ей, вынужденной растить ... Читать далее...
- Строки стихотворений Твадрдовского«Дышат грудью запотелой \ Желтогривые овсы» — тут имеется в виду рабочая, «трудовая» усталость земли, породившей овес. Автор отождествляет землю с живым существом, которое устает в конце работы. Созревший овес желтеет, его много, и он густой, похож на гриву коня. «Под овсяный говор нивы жарким потом обольюсь» — на ниве растет овес, он шумит под ... Читать далее...
- «Таинственные» страницы биографии ГоголяНемало непонятного связано с именем Николая Васильевича. Например, всем хорошо известен миф о том, что Гоголя похоронили живьем. Действительно, Гоголь панически боялся, что его похоронят во время летаргического сна, поэтому завещал похоронить его лишь тогда, когда на теле станут четко заметны следы разложения. Его завещания будто бы не выполнили. Когда же во время перезахоронения гроб ... Читать далее...
- М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Как характеризует Поэта в первой части Лермонтов? Найдите слова, которые создают его обликКак характеризует Поэта в первой части Лермонтов? Найдите слова, которые создают его облик. В первой части стихотворения Лермонтов воссоздает духовный облик «дивного гения». Слова погиб, пал, убит указывают на ту неравную борьбу, которую вынужден был вести Поэт с толпой «насмешливых невежд», защищая честь и достоинство. Лермонтов не только хорошо знал творчество Пушкина, но и трагические ... Читать далее...
- Моя жизнь 6 класс пример биографииЧеловек, который осмеливается потратить впустую час времени, Еще не осознал цену жизни. Чарльз Дарвин Меня зовут Анастасия. Я учусь в 10 классе. Живу в п. Трекино. Сейчас мне 16 лет. Я обычный подросток, у меня есть свои увлечения и интересы. Моя жизнь полна разных событий. На данный моменты основная цель для меня — это учеба. ... Читать далее...
- Строки стихотворений ЦветаевойМоим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Это заключительные строки стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…». В них Цветаева использует сравнение и выразительный эпитет. Строки означают, что, несмотря на модные веяния и катаклизмы эпохи, на неуспех у читателей первых сборников, Цветаева уверена в ценности своих произведений. Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Эти строки ... Читать далее...
- Строки стихотворений ЗаболоцкогоКакого значение заключительной строфы из стихотворения «О красоте человеческих лиц»: Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как песня, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Первая строка не требует комментирования — в ней мысль выражена предельно ясно. Вторая строка содержит сравнение, которое усиливается употреблением однокоренных слов «лица» — ... Читать далее...
- Строки стихотворений Пастернака«Быть знаменитым некрасиво. \ Не это подымает ввысь» — начало одноименного стихотворения. «Подымает ввысь» — значит делает человека духовно красивым. Соответственно, знаменитость не тождественна духовной красоте. Следующая строфа этого стихотворения начинается словами: «Цель творчества — самоотдача, \ А не шумиха, не успех». Здесь Пастернак предельно прям и ясен в выражении свой позиции. Слова не требуют ... Читать далее...
- Изложение биографии о ранних годах КрыловаМы перебрали все школы, которые были в Твери во времена Крылова. Все, кроме частных. Иногда учеников в таких школах было мало, и мы сегодня назвали бы их учебными группами. У ряда лиц, сохранивших основные биографические сведения о тверском периоде жизни Крылова, находим сходные указания на то, что почти сразу по приезде в Тверь Крылов стал ... Читать далее...
- Поэтические строки. Моя Россия!Моя Россия! Моя Родина! Моя ты наилучшая в мире страна! Люблю я тебя за поля и сады, Где люди выращивают хорошие плоды; Люблю за леса, где растут красивые цветы, Люблю за озера, ручейки и реки… За солнышко теплое, которое согревает Меня в стране, где я расту! Владислав Дидко. *** Цветок в саду, Зернышко в поле, ... Читать далее...
- О биографии писательницы Мурасаки СикибуВ начале XI ст. Мурасаки Сикибу создала роман «Повесть о Гендзи» . Это произведение, которое поражает своей зрелостью и высоким художественным мастерством, считают одним с наиболее значительных явлений не только японской, но и мировой литературы. Оно возникло не на основе преодоления традиции средневекового героического эпоса, как в европейской литературе, исторически героической повести, а задолго к ... Читать далее...
- Штрихи к биографии писателя СтефаникаВ 1992 г. на съезде Ассоциации исследователей голода-геноцида 1932-33 годов в Киеве я познакомился с Игорем Бугаевичем из Чернигова. Этот странный мужчина, страстный исследователь голодомора, рассказал мне о том, как Стефаник последний раз ездил во Львов в советское консульство получать свою пенсию. Поехал со своим сыном Кириллом. Принял писателя сам консул. Вежливо так. Пожалелся, что ... Читать далее...
- Мое место в миреРано или поздно каждый из нас задумывается о своем предназначении и месте в мире. Иногда это происходит в юности, а иногда люди проживают жизнь, не задумываясь, и в старости пожинают плоды бессмысленно прожитых лет. Мне кажется, что думать о своем предназначении важно и нужно, ведь от этого может зависеть судьба. Поиски себя и своего места ... Читать далее...
- Чем было обусловлено особое место Раевского в поэзии?В. Ф. Раевский. Одним из самых ранних и видных зачинателей декабристского романтизма был В. Ф. Раевский. Ему была свойственна непримиримая вражда к самодержавию и крепостничеству. Он служил в армии, на Юге, в Тульчине, был принят в «Союз благоденствия», затем играл важную роль в бессарабской группе членов Южного общества, но в феврале 1822 г. его арестовали ... Читать далее...
- Пронзительные строки в поэзии БлокаСлучилось так, что в душе я весьма романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже сказочные, нереальные, произведения. Когда мне впервые попался на глаза томик стихов Александра Александровича Блока, то он сразу привлек мое внимание. Мое воображение поражали строки: День поблек, изящный и невинный Вечер заглянул сквозь кружева. И над книгою старинной Закружилась ... Читать далее...
- Рифма и разбивка на строки у МаяковскогоОсобую выразительность приобретает стихотворение, если графически расположить его так, как это делал Маяковский, — разбив строку на подстрочия и расположив их «лесенкой». Такое расположение стихов поэт объяснял стремлением максимально приблизить читателя к тому смыслу, который он вложил в произведение, и «вбить ритм безошибочно» . При делении на полустрочия четче выделяются наиболее важные для понимания произведения ... Читать далее...
- Как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «И бессильно падала на пустое место дрожащая рука»Посредством последнего предложения текста читатель приходит к пониманию, каковым на самом деле является душевное состояние главного персонажа — Владимира Михайловича. Этот человек страдал от одиночества, много времени уделял труду и грезил о славе. Никто не стремился его понять и поверить ему, один лишь пес по имени Васюк был его единственным другом. В собственных мечтах они ... Читать далее...
Строки биографии: Место поэта в строю