СУТЬ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ФАУСТА И РАФАЭЛЯ
Творчество Иоганна Вольфганга Гете — высочайшее достижение мировой литературы Просвещения, своеобразный итог всего, что было создано «возрастом ума», а «Фауст» — высочайшее достижение самого писателя. Его часто называют поэтическим завещанием писателя человечеству. В основу сюжет положен старинную легенду об ученом, что заключил соглашение с дьяволом, но Гете существенно перерабатывает сюжет, ставит вопрос, актуальные для его времени, а, как оказалось, вечные. Главная проблема книги определена еще в прологе: это философские
Фауст призван решить спор между Господом и Рафаэлем. Он познал книжную премудрость, но не смог найти ответа на философские вопросы.
Суть противостояния Фауста и Рафаэля в том, что для человека главное: физическое или духовное, материальное или идеальное, нравственность или духовный упадок. В этом противостоянии Гете показал свою уверенность в возможностях человека, ее ума, высокий моральный потенциал. Рафаэль соблазняет Фауста, обещая ему раскрыть все тайны, дать высочайшее наслаждение, и если ум Фауста откажется бороться в разногласиях, если хотя бы одну
Поиски истины Фауст делает целью своей жизни, они протекают в постоянных спорах с Рафаэлем, ведь у героев принципиально разные точки зрения на человека. Высочайшее наслаждение, высочайшее счастье человеку дает любовь. Это одно из первых испытаний-соблазнов, которому подлежит Фауст. Рафаэль надеется, что таким образом разбудит сладострастную страсть Фауста, принудит забыть о высокой обязанности человека.
Но любовная история разворачивается совсем не так, как планировал черт. Фауст и Маргарита искренне и пылко полюбили друг друга, но ощущают сложность и трагичность ситуации, в которой оказались. Возможно, поэтому Фауст, хотя душа его захвачена,- он любит Маргариту, не может сказать: «Остановись, мгновенность!» Судьба Маргариты трагическая: она не только покинута любимым, она убила свой родившийся реббенка, прячась от суда человеческого, но наказание не прошлое ее.
Последнее свидание Фауста и Маргариты — одна из трагических страниц мировой поэзии. Человеческое осуждение, страдание от совершенных грехов лишили Маргариту ума. Когда Фауст появляется в темнице, где находится обреченная к смертной казни Маргарита, она напевает детские песенки и пугается каждого звука. Она не узнает Фауста, не верит своему счастью, которое может быть спасена от смертной казни. Она говорит Фаусту о том, что нет худшей судьбы, чем с больной совестью, и отказывается покинуть темницу.
Фауст порывается остаться с любимой, но девушка прогоняет его. Мефистофель, который везде сопровождает Фауста, смотря на Маргариту, говорит, что она будет на том миру, как большая грешница, осужденная. Но голос свыше исправляет Рафаэля: «Спасенная». Образ Маргариты появляется в поэме еще один раз, в финале. Душа Фауста после его смерти встречается с душой Маргариты, которая сопровождает его на небах.
История любви Фауста и Маргариты доказывает читателю, что человек самая отвечает за свои поступки. Совесть и совести, как бы пренебрежительно не относился к ним Рафаэль, присущие человеку. А нарушение моральных законов приводит к трагедии.
История Фауста и Маргариты ярчайшая. Есть и другие соблазны, которые предлагает Рафаэль Фаусту, не взыскивают на читателя такого сильного впечатления. Фауст захватывается природой, любится с известнейшими женщинами в истории человечества, но наслаждение красотой не успокаивает Фауста. Последняя надежда Фауста — это общественная борьба. Уже старый, обессиленный, герой виднеется, что «свободный народ будет жить на свободной земле», но он не видит, что Рафаэль смеется над ним: вокруг Фауста в земле не строители, а злые духи.
Картина свободного народа, которая возникает в его воображении, выдается ему настолько грандиозной, что он мог бы остановить эту мгновенность. Жизнь побросает его, он падает, Рафаэль радуется, что сможет завладеть душой Фауста, но в последний миг ангелы забирают душу большого Фауста. На мысль Гете, жизнь Фауста оправданная именно потому, что он нашел путь к спасению своей души.
И хотя этот путь очень длинный и трудный, человек должна идти им вопреки всем соблазна «мефистофелов».
СУТЬ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ФАУСТА И РАФАЭЛЯ