Сюжет трагедии Софокла «Царь Эдип»
Сюжет здесь следующий. Юношей Эдип, воспитывавшийся в доме коринфского царя Полиба и считавший себя его сыном, узнает в Дельфийском святилище Аполлона о своем страшном предназначении: …В словах вещанья Нашел я столько ужасов и бед Что с матерью преступное общенье Мне предстоит, что с ней детей рожу я. На отвращенье смертным племенам, И что я кровь пролью отца родного. Узнав об этом, Эдип решает обмануть судьбу: …Я решил — отныне край коринфский
Любить с звездой небесной наравне И бег туда направить, где б не мог я Стать жертвою пророческих
Итак, Эдип бежит из Коринфа и через какое-то время оказывается в городе Фивы, правитель которого Лаий накануне был убит. Эдип разгадывает загадку Сфинкса и тем самым спасает город от страшной дани. В ореоле почета Эдип восходит на царский престол.
Но вдруг через какое-то время на город обрушиваются потоки бедствий.
С кровавой зыбью силы нет бороться, Нас захлестнула с головой она. Хиреют всходы пажитей роскошных. Подкошенные, валятся стада; Надежда жен в неплодородном лоне гибнет; А нас терзает мукой огневицы Лихая гостья, страшная чума.
Кстати, во время работы Софокла над трагедией Афины
…Убийца тот, кто б ни был он, повсюду В земле, что скиптру моему подвластна, От общества сограждан отлучен. Нет в ней ему ни крова, ни привета, Ни общей с вами жертвы и молитвы, Ни окропления священных уз. Вы гнать его повинны все, как скверну Земли родимой, — так мне бог пифийский В пророчестве недавно возвестил. И вот я становлюсь по воле бога Заступником убитому царю.
Я говорю: будь проклят тот убийца, Один ли иль с пособниками вкупе. Будь злая жизнь уделом злого мужа! Будь проклят сам я наравне с убийцей, Когда б под кровом моего чертога Он с ведома скрывался моего!
Эдип принимает решение мстить за царя Лаия, «как за отца родного». Но не ведает он пока, что не удалось ему обмануть богов и что убитый Лаий — это и есть его отец, что убил его сам Эдип и вступил в брак с вдовою убитого царя, собственной матерью. Но вокруг Эдипа все сильнее сгущаются тучи страшного знания. Поначалу это легкие облака тревожных догадок, но постепенно все меньше остается у царя Эдипа сомнений, что зря он пытался обмануть судьбу, что пророчество сбылось, что убийца Лаия — он сам, что Лаий — его отец и что жена убитого правителя, с которой Эдип после восшествия на фиванский престол разделил ложе, — его собственная мать.
Слишком много роковых совпадений. Постепенно воссоздается и цепь событий, приведших к конечному торжеству воли богов. Оказывается, фиванский правитель Лаий тоже получил пророчество о своей грядущей гибели от рук сына и тоже пытался обмануть судьбу. Ребенок «из страха злых пророчеств» был отдан «на истребление» пастуху, который из жалости сберег царского сына. Через какое-то время младенец оказывается в семье коринфского царя Полиба и воспитывается как родной сын.
Узнав о том, что ему суждено стать убийцей отца, Эдип исчезает из Коринфа. Недалеко от Фив Эдип оказывается втянутым в дорожную ссору. В этой ссоре он походя убивает встретившихся ему по дороге людей — в том числе какого-то старца — и вскоре об этой ссоре забывает. Но вспомнив, он в ужасе восклицает:
Но если между Лаием погибшим И тем проезжим есть какая связь О, кто несчастнее меня на свете…
Увы, самые страшные предчувствия Эдипа сбылись — богов не обмануть. Убитый действительно оказался отцом Эдипа. И тот самый пастух, который спас Эдипа, теперь мысленно ставит на своем милосердном поступке клеймо преступления. Он говорит Эдипу:
И если ты — тот брошенный младенец, То знай — себе на горе ты рожден.
Но виновен ли Эдип в собственном преступлении, если оно было предопределено волей богов? Софокл убежден, что любая обусловленность внешними силами не снимает с человека личной ответственности. Да, преступление Эдипа было предопределено, но, совершив его, Эдип взял вину на себя, и теперь уже преступник перед людьми и перед богами — именно он. Вина для Софокла подобна болезни; она может в определенной ситуации обрушиться и на человека с добрыми задатками — даже против его воли. Но в том и трагическая сущность обрушившейся на человека вины, что ответственным за нее становится именно человек.
В самом деле, в чем бы состояло предначертанное царю Эдипу несчастье, если бы и в глазах людей, и в глазах богов он бы стал пострадавшим — но не виноватым? Трагическая вина — это и есть та страшная напасть, которая была Эдипу предначертана и от которой он бежал из Коринфа, чтобы стать ее жертвой в Фивах. Сами боги, предсказав преступление Эдипа, одновременно требуют кары именно за это преступление. Да и сам Эдип, осознавая предначертанность своего преступления, тем не менее судит себя жесточайшим внутренним судом:
О, кто несчастнее меня на свете, Кто боле взыскан гневом божества? Нет мне у вас ни крова, ни привета, Вы гнать меня повинны все повсюду, И граждане, и пришлые. И сам я Проклятье это на себя изрек! И одр погибшего я оскверняю Прикосновеньем той руки, что насмерть Его сразила!..
Я ли не злодей? Я ль не порочней всех во всей вселенной?
Далее Эдип произносит полные покаяния слова: Скажи, какими б я дерзнул очами Взглянуть на Лаия среди теней, Взглянуть на мать несчастную пред ними. Я так виновен, что вины своей И тысячью смертей не искупил бы…
Да, Эдип не хотел совершать предначертанное ему преступление. Но с того момента, когда он его совершил, он и только он несет за него нравственную ответственность — такова этическая концепция Софокла. В отчаянии Эдип ослепляет себя и со странническим посохом покидает Фивы, чтобы через какое-то время оказаться в предместье Афин Колоне и там получить от Зевса знак, сулящий скорое прекращение мук и спокойную смерть. А имя Эдипа в мировой литературы стало отныне символом трагической вины, вины, обрушившейся на человека против его воли.
Сюжет трагедии Софокла «Царь Эдип»