Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина очень многообразно. В поэтическом наследии писателя огромное значение имеют сказки. Они привлекают жизненной правдой, честностью.
К теме либеральной болтовни относятся сказки: «Карась-идеалист», «Либерал».
Я хотела бы остановиться на первой. Главными героями этой повести являются карась и ерш. Их главная цель в сказке — определить, какой же на самом деле мир. Карась проповедует всем идеи справедливости: «В жизни первенствующую роль добро играет… зло — это так, по недоразумению допущено, а главная сила все-таки в добре замыкается».
Герой настолько плохо знает реальную жизнь, что даже понятия не имеет, как выглядит щука. «Ах, фофан ты, фофан! Мировые задачи разрешать хочешь, а о щуках понятия не имеешь!» — с такими словами ерш начинает проповедовать ему свои идеи. В итоге все заканчивалось плачевно.
Карась в сказке проповедует несбыточные жизненные идеалы, подобно либералам, и это создает образ его глупым. Обыватель, скрытый за маской рыбы, является покорным человеком. Он всегда исполняет даже самые гнусные приказы властей и всем доволен, поэтому Щедрин высмеивает карася в сказке.
Я думаю, что герой настолько оторван от действительности, что другого конца произведения и быть не могло.
Карась-идеалист надеется повлиять на уже сложившиеся идеи щуки мирным путем, при этом забывая, что он может стать ее жертвой в любой момент. Герой принимает вызов щуки на «диспут», а в итоге становится пищей.
При написании этой сказки Щедрин поставил перед собой определенную цель. Он хотел попытаться объяснить людям, что общего счастья нельзя достичь одними словами, без действий. В этом смысл сказки.
Дайджест:
- Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова-ЩедринаЖанровое своеобразие. Сказки Щедрина основаны на фольклорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе всего к литературной сказке Пушкина, в которой ирония и юмор сочетаются с глубокими размышлениями о жизни. С точки зрения фольклорной традиции, сказки Салтыкова — Щедрина ... Читать далее...
- Краткое содержание «Карась-идеалист» Салтыкова-ЩедринаСалтыков-Щедрин Михаил Евграфович Произведение «Карась-идеалист» Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку, что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой ... Читать далее...
- Анализ сказки «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-ЩедринаК образу пескаря Щедрин обращался еще задолго до появления этой сказки. Изображение чиновников-осетров и чиновников-пескарей можно встретить в «Губернских очерках». Позднее в «Современной идиллии» появилась сцена суда над пескарем. Сказка «Премудрый пискарь» затрагивает проблемы «среднего класса», интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества. Характеризуя ... Читать далее...
- Как я понимаю значение сатиры в творчестве Салтыкова ЩедринаИмя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром — государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатираСалтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию. ... Читать далее...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатираМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их ... Читать далее...
- Сатирические сказки в творчестве Салтыкова-ЩедринаК жанру сатирических сказок Салтыков-Щедрин обратился еще в 1869 г.; большая же их часть написана в середине 80-х годов, в период ожесточенной правительственной реакции, наступившей после поражения второй революционной ситуации, когда обнаружилось явственное стремление покончить даже с теми ограниченными реформами, которые были проведены в 60-е годы. Писатель с прежней резкостью бичевал самодержавие и хорошо сохранившиеся ... Читать далее...
- Анализ сказки «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина М. ЕКак и в других сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М. Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенностиГиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города». Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История одного города»: Лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; Лесные мужики — глуповцы. Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба — а) ... Читать далее...
- Анализ сказки «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-ЩедринаПоявившись одновременно с «Повестью о том, как…», сказка «Дикий помещик» отразила пореформенное положение временнообязанных крестьян. Ее начало напоминает вступительную часть «Повести…». В журнальном варианте сказка «Дикий помещик» тоже имела подзаголовок: «Писано со слов помещика Свет-лоокова». Сказочный зачин в ней так же, как и в «Повести», сменяется утверждением о «глупости» помещика. Если генералы читали «Московские ведомости», ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои «сказки» «детям изрядного возраста». Тем самым Салтыков-Щедрин словно ... Читать далее...
- Особенности сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаМ. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть, господа и рабы, страх как основа рабской психологии, каторжный труд и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Что сближает сказки ... Читать далее...
- Современники о творчестве М. Е. Салтыкова-ЩедринаЩедрин известен в литературе нашей как писатель-беллетрист, посвятивший себя, преимущественно объяснению явлений и вопросов общественного быта. Г. Щедрин не знает таких случаев в жизни, которые важны были бы одним своим нравственным или художественным значением. Он вполне свободен от сочувствия к эгоистическим радостям, — надеждам и страданиям человека, самовольно прорастающим иногда в среде важных стремлений и ... Читать далее...
- По произведению Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»Как и в других сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М. Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности ... Читать далее...
- Идейное содержание «сказок» Салтыкова-Щедрина«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен «народной» идеей ... Читать далее...
- Проблематика и художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаЕго преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья… Н. А. Некрасов Тема цикла сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина — иносказательное изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей ... Читать далее...
- Система образов в сказках Салтыкова-ЩедринаСистема образов. В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. Образы из Сказок писателя созданы на основе хорошо известных фольклорных образов, наделенных народной мудростью устойчивыми качествами характера: это жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и ... Читать далее...
- Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаРешая авторские задачи сатирического изображения современной ему действительности, Щедрин использовал различные виды иносказаний. Щедрин называл эзоповской свою творческую манеру, по его словам «обнаруживавшую замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств». Называя такую манеру «рабскою», писатель замечал, что она «не безвыгодна, потому что благодаря ее обязанности писатель отыскивает такие политические черты и ... Читать далее...
- О чем заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина?М. Е. Салтыковым-Щедриным за основу для написания своего сатирического цикла был взят жанр, полюбившийся народу, а именно — сказка. В качестве грозного оружия для борьбы с существующим строем Салтыков-Щедрин использовал сатиру. Завершающий этап творчества великого писателя длился на протяжении 1883 — 1886 годов. В этот период он принимает решение, связанное с необходимостью подведения итогов своих ... Читать далее...
- Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-ЩедринаМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций русской сатиры, в первую очередь Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя. Но Салтыков-Щедрин — самобытный и своеобразный писатель, без которого трудно представить нашу классическую литературу. «Диагност наших общественных зол и недугов», — так отзывались о нем современники. Жизнь российскую Салтыков-Щедрин знал не из книг. Сосланный в Вятку за ... Читать далее...
- Анализ сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина М. ЕСказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания ... Читать далее...
- Тема сочинения: Сюжет сатиры Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия»В 1876 г. Салтыков-Щедрин писал одному из своих корреспондентов: «Тяжело жить современному русскому человеку и даже несколько стыдно. Впрочем, стыдно еще немногим, а большинство даже людей так называемой культуры просто без стыда живет. Пробуждение стыда есть самая в настоящее время благодарная тема для литературной разработки, и я стараюсь, по возможности, трогать ее». Этой теме писатель ... Читать далее...
- На тему: Сатирические сказки Салтыкова-ЩедринаВ годы реакции и ужесточения цензуры открыто писать о таких больных и опасных вопросах, как народ и самодержавие, произвол господствующих классов и т. д., было невозможно. Салтыков-Щедрин прибегает к жанру сказки. Сказка давала возможность в аллегорической форме показать общественные отношения, в образы животных воплотить социальные типы. С народной сказкой произведения Салтыкова-Щедрина связаны использованием некоторых фольклорных ... Читать далее...
- Какова роль образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?Сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, как и мастер басен И. А. Крылов, писал свои незабвенные произведения «эзоповым языком». Образы животных символизируют в политических сказках людей, точнее — их пороки. В «Премудром пескаре» автор иронизирует над глупостью, в «Диком помещике» — над дикарством и невежеством. В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин представляет трусливого чиновника в образе пескаря. Герой ... Читать далее...
- Рецензии к сказкам Салтыкова-Щедрина. Часть 2Дурак Сказка об Иванушке-дурачке — частичное воплощение давнего замысла Салтыкова-Щедрина создать образ революционера, целиком преданного идее. Салтыков-Щедрин намеревался решить эту тему в жанре сказки. Сказка не была написана, но сохранившиеся свидетельства помогают понять смысл сказки «Дурак», изображающей, говоря словами Достоевского, «народный идеал», «положительно прекрасного» человека, недоступного безнравственности и приспособленчеству. Стр. 313. Картуш — парижский вор, ... Читать далее...
- Мир сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина1. Понятие и типологии сказок. 2. Сказка народная и сказка авторская. 3. Галерея образов сказочных персонажей. 4. От помещика и генерала до интеллигента и мужика. 5. Влияние сказок Щедрина на русскую литературу — Сказка — ложь, да в ней намек… А. С. Пушкин Сказка — особый, фантастический и реальный мир. В небольшом по объему тексте ... Читать далее...
- Краткая характеристика произведения «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина М. ЕЗавязка — помещик просит Бога убрать с его земли мужика, очистить воздух. Кульминация — исчезновение мужика и последствия этого. Особенности — гротеск и гипербола в изображении комических ситуации; пародирование законодательных документов; эзопов язык, прием типизации сатирического героя. Щедрин мастерски сплетает фантастическое и реальное, комическое и трагическое, доводит ситуацию до абсурда. Описываются почти реальные события. Применяя ... Читать далее...
- Особенности сатирической манеры М. Б. Салтыкова-ЩедринаНа рубеже 70-х годов XIX века в многогранном творчестве Салтыкова-Щедрина выявлены следующие тенденции: обличение основ социального строя, создание групповых сатирических портретов, широкое обращение к фантастике, гротеску. Нет предела воображению Салтыкова-Щедрина. В сфере искусства он одерживает нравственную победу над носителями общественного зла, беспощадно издевается и смеется над ними. Фантастика, гротеск становятся для писателя средствами выявления дикости ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-ЩедринаСвоеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию ... Читать далее...
- Идейно-тематическое содержание Салтыкова-ЩедринаИдейно-тематическое содержание. В сказках получают развитие излюбленные темы писателя: обличение самодержавия и бюрократизма, трусости и политической несостоятельности русского либерализма, паразитизма правящих сословий, пассивности народа, обывательской психологии. Условно все сказки Щедрина можно разделить на четыре группы. Первую из них составляют сказки, содержащие сатиру на правительственные круги и господствующее сословие. Во вторую группу входят сказки, сатирически рисующие ... Читать далее...
Тема либеральной болтовни в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина