Тема патриотизма и родины в произведениях Русских писателей после Войны

Тема патриотизма в произведениях Русских писателей после Войны.

После войны развитие темы патриотизма в русской лите­ратуре протекало как бы по двум руслам. Не считая произве­дений, посвященных войне, серьезная литература начинает уходить от этой темы, и не в последнюю очередь потому, что появилось достаточное количество средних и нижесредних поэтов и писателей, которые были готовы, по выражению Твардовского, «стоять с дежурной одой / Перед твоим кален­дарем». Крупные поэты и писатели как бы стесняются этой темы, особенно фронтовики,

не словом, а делом доказавшие свою любовь к родине. Другое течение в русской литерату­ре — течение подспудное, во многом потаенное и официально запрещенное. Для многих поэтов и писателей Советский Со­юз — тоталитарное государство — перестал быть родиной, стал, по выражению Вен Ерофеева, «не матерью, а мачехой».

Такие литераторы — А. Солженицын, И. Бродский, Н. Кор­жавин, В. Аксенов и др. — много размышляют над судьбами родины и народа в советскую эпоху. Лейтмотив их произведе­ний — победа коммунистической идеологии была трагедией для русского народа, а судьба его в настоящее время плачевна.

Последовательно разоблачает систему коммунистических ре­прессий Солженицын в романе «Архипелаг Гулаг», о трагедии народа, находящего выход только в безудержном пьянстве, пишет Вен. Ерофеев, зло высмеивает историю русского осво­бодительного движения Н. Коржавин. И все же для многих родина остается родиной — какая бы она ни была.

Показа­тельно в этом отношении творчество А. Галича и, в частно­сти, его стихотворение «Песня об отчем доме». Лирическому герою есть за что не любить родину: «Как же странно мне бы­ло, мой отчий дом, / Когда Некто с пустым лицом / Мне ска­зал, усмехнувшись, что в доме том / Я не сыном был, а жиль­цом». И отчего дома по сути-то нет, а перед ним герой, весь непонятно в каких долгах, но все же примечательна концовка стихотворения: «Но когда под грохот чужих подков / Грянет свет роковой зари — / Я уйду, свободный от всех долгов, / И назад меня не зови. / Не зови вызволять тебя из огня, / Не зови разделить беду. Не зови меня/ Не зови меня… Не зови — / Я и так приду!» Смятением полна лирика Галича эпохи эмигра­ции, смятением и ностальгией, но не традиционной тоской по «березкам».

Поэту вспоминаются «Обкомы, горкомы, райко­мы, / В подтеках снегов и дождей, / В их окнах, как бельма трахомы, / , /Безликие лики вож­дей». И этого не жалко, конечно, но «есть еще Черная речка», есть Пушкин, Ахматова, Пастернак, есть вся богатейшая рус­ская культура, сыном которой ощущал себя Галич. И именно поэтому: «Не жалею ничуть, ни о чем, ни о чем не жалею, / Ни границы над сердцем моим не вольны, / Ни года!

Так зачем же я вдруг, при одной только мысли шалею, / Что уже никогда, никогда… Боже мой, никогда!»

Нелегкий путь прошла Россия и русский народ. И этот путь вместе с ним проходила литература, по-разному, но все­гда с горячей любовью его осмысляя. Чувство патриотизма, любви к своему народу — не только одно из древнейших, но и едва ли не самое священное и бескорыстное чувство человека.

Вопросы для повторения

Что общего в понимании родины у поэтов и писателей XIX и XX веков? Почему мы часто объединяем в своих суждениях тему родины и тему народа? Каких писателей мы называем народными и почему?

Каковы основные черты русского национального харак­тера, отраженные в русской литературе? В чем своеобразие трактовки темы родины у писателей послевоенного поколения?




Тема патриотизма и родины в произведениях Русских писателей после Войны