Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование»
Цели :
Обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…» В. Песков. Ход урока. 1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начнем урок русского языка. Мы с вами изучили большой раздел русского языка. Давайте вспомним,
2. Сообщение темы и целей урока. 3. Работа с эпиграфом. — Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк? 4. Слово учителя. Словообразование — один из важнейших разделов русского языка.
Словообразование — один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними. — Ребята, а что же такое морфема? Чтобы вспомнить морфемы,
5. Кроссворд. По горизонтали: 1.
Изменяемая часть слова. 5.
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. По вертикали: 2.
Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. 6. Способы образования слов.
А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов. — Какие вы знаете способы образования слов?
Задание. Определите, как образованы следующие слова. 1) 1. приставочный 2. суффиксальный 3. приставочно-суффиксальный 4. сложение 5. сложение сокращенных основ 6. переход одной части речи в другую летчик парашютистка электровоз приходить МГУ приморский сбербанк больной пододеяльник сотрудник кресло-кровать дежурный птицефабрика турпоход ОРТ 2) Морфемный и словообразовательный разбор. приморский 7. Словообразование и орфография.
Словообразование тесно связано с орфографией.
И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе. 1) Корни с чередованием гласной. — Какие корни с чередующимися гласными мы изучали? — Когда пишется корень — кос-, — кас-? — Когда пишется корень — гар-, — гор-? Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.
Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. . 1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
2. Он знал эту отр…сль производства. 3. Ночь уже л…жилась на горы. 4. Все двери зап…рались на замок.
5. Река протекала в густых зар…слях. 6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром. — Синтаксический разбор 1-го предложения. 2) Гласные в приставках пре — и при-. — Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре — и при-.
Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова | Е | И |
Пр…образователь | ||
Пр…школьный | ||
Пр…успевать | ||
Пр…лунение | ||
Пр…красный | ||
Пр…рвать | ||
Пр…остановить | ||
Пр…одолеть | ||
Пр…выкать | ||
Пр…поднять |
Тест 1) В каком ряду пре-, при — входят в состав корня. 1) привилегия, престижный 2) неприметный, превращение 2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки. Кудесник, ты лживый безумный старик!
Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.
1) пре-, пред — 2) при-, прид — 3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-. 1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю. 2) Непр…
Одолимо тянуло их богатство купцов. 3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега. 8. Словообразование и культура речи.
1) Подготовленный ученик. 2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.
Горд-ость горд-ын-я горяч-к-а горяч-н-ость об-судить за-судить о-своить у-своить Гордость — чувство собственного достоинства. Гордыня — непомерная гордость. горячка — сильное возбуждение, азарт.
Горячность — вспыльчивость, несдержанность. Обсудить — кого-то, что-то. Засудить — человека. освоить — профессию. усвоить — материал.
Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.
Задание: составить словосочетания. 1-в надеть — ? нарезать — ? одеть — ? порезать — ? 9. Итоги урока. Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке? — основные способы словообразования. — морфемный и словообразовательный разбор.
— орфографические правила. . — проследили, как словообразование связано с другими разделами. — Какой можно сделать вывод? Вывод : Словообразование — важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи.
Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 6 класс Учитель: Петрушина М. Н. МОУ Сосновская СОШ № 1 Тамбовская область
Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование»