Теория литературы: Что такое новелла?
Новелла — жанр по преимуществу прозаический, хотя в разные времена она включала в себя стихотворные куски. Новелла в прозе с начала XIX в. возникает повсеместно в Америке и в Европе, оказывая влияние на развивающийся роман, что особенно заметно в России. В свою очередь, роман, по М. М. Бахтину, окрашивает многие соседствующие жанры, появляются жанровые гибриды. Что такое, например, «Пиковая дама»? А «Герой нашего времени» — роман в новеллах?
А «Русские ночи» и циклы всевозможных «Вечеров»? К 1830-м гг. в русской литературе
Вот мы и попробуем на эту роль «Сон Татьяны».
Но что такое, собственно, новелла? О ней существует огромная литература, и, как всегда в таких случаях, чем больше она растет, тем непостижимее становится проблема. Так, по мнению Е. М. Мелетинского, «нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы» *. С Мелетинским нельзя не согласиться: он прав, но, поскольку мы намерены вставить «сон»
С этой целью мы обратимся к чрезвычайно обоснованным, устойчивым и ясным определениям Б. В. Томашевского. Разумеется, речь пойдет о прозаической новелле, но тем интереснее найти соответствие ее чертам в поэтическом тексте.
Приведем несколько дефиниций из «Поэтики» Томашевского:
«Новелла обычно обладает простой фабулой с одной фабульной нитью «…» с короткой цепью сменяющихся ситуаций или, вернее, с одной центральной сменой ситуаций». «Новелла развивается «…» преимущественно в повествовании». «Основным признаком новеллы как жанра является твердая концовка». «Развязка достигается путем введения новых лиц и новых мотивов, не подготовленных развитием фабулы». «Простейший прием связывания новелл — при помощи обрамления». «Герои и мотивы некоторых новелл цикла пересекаются с героями и мотивами обрамляющей новеллы». «Новелла как самостоятельный жанр есть законченное произведение. Внутри романа это только более или менее обособленная сюжетная часть произведения и законченностью может не обладать.
Теория литературы: Что такое новелла?