Трагедийность конфликтов и лаконизм формы
«Маленькие трагедии» — условное название цикла, который составляют четыре драматических произведения: «Скупой рыцарь» , «Моцарт и Сальери» , «Каменный гость» , «Пир во время чумы» . В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпоха позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и уменьшения власти сюзеренов. В создании характеров Пушкин стремился к многостороннему раскрытию внутреннего мира персонажей трагедии, их социального облика, присущих им национально-исторических
Центральным эпизодом в сценах, показывающих Барона, и основой внешнего конфликта являются отношения отца, боящегося сына, и сына, ненавидящего отца. Конфликт завязывается еще в высказываниях их друг о друге. В феодально-рыцарское общество проникает новая сила — власть золота и денег. Именно эта тема развита в
П. раскрывает психологию скупости, жестокость власти золота, кот. владеет скупой рыцарь. Все свое счастье, всю честь свою и славу он видит в сундуках, наполненных золотом. Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определенной исторической эпохи. Золото господствует в трагедии.
В «СР» почти не раскрывается индивидуальный характер Барона. Трагизм образа Барона в том, что его всемогущество эфемерно, оно воплощено в облике хилого, полубезумного старика, часы жизни которого сочтены. И ничего уже не оставляет он в сердцах других, кроме вражды и ужаса.
В основу сюжета трагедии «Моцарт и Сальери» лег распространенный тогда слух о том, что в ранней гибели знаменитого немецкого композитора Моцарта виноват другой композитор — Сальери. Комментарий сюжета трагедии раскрывает роль труда и вдохновения в создании произведений искусства. Основной проблемой трагедии Белинский считал «вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения». В образе Моцарта П. подчеркивает могучую силу гения художника. Белинский находил, что в лице Моцарта п. представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, нисколько не подозревая своего величия.
Моцарт — настоящий гений, он как бы олицетворяет радость и свет, он противостоит темному и злобному в своей зависти и коварстве Сальери. Подлинно великое искусство несовместимо со злодейством, в преступлением. В этой трагедии раскрыта и психология зависти. Рисуя образ Моцарта, П. защищал свободу своего творчества в условиях николаевского режима.
В этом плане трагедия переплетается со стихотворением П. о поэте. Проблемы вдохновения, творческого акта, роли искусства всегда волновали П.
В трагедии «Каменный гость», которой особенно восхищался Белинский, П. по-новому разработал старинную испанскую легенду о гуляке и распутнике Дон Гуане. Традиционный в сценах с Лаурой образ Дон Гуана переосмысливается П. в сценах с Донной Анной. Подлинная любовь перерождает Дон Гуана. Трагическая гибель Дон Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею П. о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной.
Гибель Дон Гуана необходимо завершает драму.
2 типа женской любви представлены в образах Лауры и Доны Анны. А в целом трагедия — гимн любви.
Трагедия «Пир во время чумы» — оптимистический гимн жизни, побеждающей смерть. П. провозглашает славу смелости и мужеству человека, бесстрашно бросающего вызов всему, «Что гибелью грозит». Городецкий справедливо указывает на «метод резкого контрастирования», используемый Пушкиным в самых различных его вариантах и оттенках, что приводит в «М.
ТР.» к крайней напряженности и драматизму положений.
Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» представляет собой историческое произведение, основанное на реальных фактах — сюжетом драмы послужили события Смутного времени в России, а действующими лицами стали в том числе подлинные исторические фигуры.
«Борис Годунов» посвящен историческим событиям конца 16 — начала 17 века, одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней поэт. Материал — «ИГР» Карамзина и русские летописи. Богатые впечатления дала поездка в Псков в сентябре 1825. В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «Борис Годунов» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нем картин русской жизни конца 16-начала 17 в. Белинский отмечает глубокое изображение.
Пушкин, по его словам, стремился «воскресить минувший век во всей его истине». В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства. Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши. Поставлена в трагедии и проблема взаимоотношения народа и царской власти.
П. показал вражду народа к боярству, его антипатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия.
Сцена избрания царя полна иронии. 1 московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слезы. Этим комическим советом Пушкин подчеркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царем. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа. П. раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс.
Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа, несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу развития наци, государства, народу и принадлежит последнее слово.
В трагедии побеждает народ, но он снова оказывается и побежденным: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражение хода истории в эпоху самого Пушкина Народ сверг во Фр. Старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот.
В этой коллизии поэт видит проявление некоей исторической закономерности.
В трагедии отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческими воззрениями Карамзина и декабристов. Пушкин, верно, изобразил политические отношения той эпохи. Интересно отметить, что в трагедии выведены и предки самого Пушкина как участники полит борьбы.
В уста БГ поэт вкладывает характеристику ода Пушкина как рода мятежного.
Сопоставляя свой творческий метод со старой системой искусства классицизма, П. провозглашает принцип реализма. В создании трагедии П. помогло изучение исторических хроник Шекспира. В «БГ» П. использовал фольклорный материал.
В замечательной сцене в корчме поэт приводит прибаутки и присловья, слышанные им в Михайловском, народную песню «Как во городе было во Казани».
Трагедийность конфликтов и лаконизм формы