В чем смысл антитезы Борис Костяев — Мохнаков?

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же… А. Т. Твардовский Вся повесть «Пастух и пастушка» построена на контрастах — композиционных и идейных. Напряженные военные сцены повести помещены в мирную рамку-картину, изображающую женщину у безвестной могилы в степи; в судьбе Бориса Костяева переплетаются пасторальные и трагические мотивы; сам главный герой противопоставлен

старшине Мохнакову.

В основе последнего противопоставления лежат определяющие, по мнению Астафьева, качества человеческой натуры — способность любить и сострадать. Эти качества проявляются героями в отношении к пленным и Люсе. Борис Костяев и Мохнаков после ночного боя идут по полю и видят тела солдат, своих и немецких, убитых или умирающих от смертельных ранений. Борис потрясен встречей с немцем, у которого оторваны обе ноги. Немец протягивает Борису и Мохнакову свои часы и умоляет о помощи.

Мохнаков хладнокровно замечает, что человека с таким ранением спасти нельзя, а Борис ужасается жестокости

мира: «В голове его само собой повторялось и повторялось: «Больную птицу и в стае клюют… «» . В Мохнакове нет жалости не только к вражеским солдатам, но и к своим соотечественникам, что доказывает его поступок по отношению к Люсе. За годы войны он повидал такое, что научился «переступать» через мелочи и лишние, как ему кажется, чувства. В насилии над Люсей он не видит ничего особенного: «Сколько убито, сведено народу, а тут какая-то бабенка…» . Только «бешеное» поведение Бориса, готового застрелить старшину из-за Люси, привело Мохнакова в чувство и заставило осознать, как он ожесточился на войне: «Я весь истратился на войну.

Весь! Сердце истратил. Не жаль никого.

Меня бы палачом над немецкими преступниками, я бы их…» , Мохнаков сознательно гибнет, не имея нравственных сил пережить свое ожесточение против всего мира, утратив в испепеленной душе милосердие. Может быть, старшина понял это, наблюдая рядом с собой мальчишку лейтенанта: ведь Борис, вопреки войне, не очерствел душой, умеет сочувствовать беззащитным людям, заступиться за обиженных, может верно и нежно любить свою избранницу. Таким образом, в основе противопоставления Бориса Костяева и Мохнакова лежит принципиальный конфликт между людьми нравственными и безнравственными.

Но писатель избегает примитивного деления героев на положительных и отрицательных, он усложняет характер Мохнакова. Жестокосердный старшина трогательно заботится о молодом лейтенанте. В сцене ночного боя он сражается рядом с Борисом умело и расчетливо, оберегая взводного, именно он напоминает командиру о противотанковой гранате в самый критический момент, когда немецкий танк прорвался к окопам.

После осмотра поля боя, которое потрясло молодого человека огромным количеством еще не остывших трупов и умирающих солдат, но оставило равнодушным бывалого старшину, Мохнаков велит Борису вытряхнуть снег из валенок. Порывистый лейтенант симпатичен опытному солдату своей молодостью, неиспорченностью, порядочностью. Когда старшина погибает, взорвав немецкий танк, в его вещах находят прощальную записку: он просит именно Бориса позаботиться о жене и детях, которых Мохнаков не видел с начала войны. Можно сказать, что героя, подобного старшине Мохнакову, еще не было в советской литературе о войне. Этим образом автор доказывает: война не только отнимает жизнь у людей, но и может погубить душу сильного и мужественного человека.

Оба героя умирают. Мохнаков сознательно готовился к своему «смертному подвигу»: заранее припас противотанковую мину и шагнул с ней навстречу фашистскому танку: «Там, где ложился под танк старшина Мохнаков, осталась воронка с испепеленной по краям землей и черными стерженьками стерни. Тело старшины вместе с выгоревшим на войне сердцем разнесло по высотке…» , Борис Костяев умирает тихо в вагоне санитарного поезда, так как душевно «истратился» на войне. Смерть и исполненный воинский долг уравнивают этих разных людей — мечтательного и непорочного юношу лейтенанта и сурового и грешного воина-старшину. Итак, с одной стороны, противопоставление Бориса Костяева и старшины Мохнакова дает возможность полнее раскрыть характер главного героя, молодого человека, погубленного войной, но морально устоявшего против ее бесчеловечной жестокости.

С другой стороны, указанное противопоставление позволяет раскрыть философское содержание повести — идею о несовместимости войны и гуманности, война — стыд и горе человечества. На войне невозможно уцелеть, даже вернувшись с нее без единой царапины: психологическое, нравственное потрясение переживает каждый участник войны. Замечательно, что эта трагическая идея сформулирована писателем-фронтовиком, русским солдатом-победителем. Война испытывает людей: одних делает благороднее, совестливее, других закаляет, третьих ожесточает, четвертых не учит ничему. Все эти линии поведения представлены в повести. Вот солдат в маскхалате расстреливает из автомата пленных немцев и кричит: «Маришку сожгли-и-и!

Селян всех… всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку!

Крестную! Всех!.. Всю деревню! Я их тыщу… Тыщу кончу!

Резать буду, грызть!..» . А рядом в полуразбитой хате «военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой» , Ему помогал легкораненый немец, должно быть из медиков. Так возникает общность людей, противостоящих моральному одичанию, ожесточению, самой войне.




В чем смысл антитезы Борис Костяев — Мохнаков?