В чем своеобразие композиции поэмы «Василий Теркин»?
В чем своеобразие композиции поэмы «Василий Теркин»?
Композиция поэмы Твардовского так же, как и жанр, определяется в первую очередь творческой историей книги. Членение на части, особенно в начальной стадии работы, было необходимо поэту прежде всего для рабочего плана. Сложилось так, что три части поэмы соответствовали трем основным эпизодам войны: начальный этап, переломный момент, победное наступление.
Главы «От автора» отделяли эти части друг от друга.
Первоначально главы были пронумерованы и снабжены подстрочными сносками-отсылками. Это было сделано с целью ориентировать читателя в уже опубликованных частях произведения. Письма читателей свидетельствуют, что отсылки достигали этой цели, помогая найти интересующие главы или же отложить поиск до более благоприятного момента. Такое членение произведения применялось в изданиях книги до 1946 г. Позже оно уже не играло прежней роли и было отменено поэтом, как и нумерация глав.
Решение это появилось еще во время войны. 11 марта 1944 г. Твардовский писал К. Симонову: «…Никаких вообще «частей» в книге не будет».
Произведение создавалось без строго обдуманного плана, автор признавался, что старался каждый раз высказаться до конца, ничего не откладывая до следующего раза. Необычность композиции книги, начатой «с середины» и оборванной без развязки, заставила автора ввести в текст соответствующие шутливые оговорки: …книга про бойца Без начала, без конца.
В чем своеобразие композиции поэмы «Василий Теркин»?