В чем своеобразие композиции поэмы «Василий Теркин»?

В чем своеобразие композиции поэмы «Василий Теркин»?

Композиция поэмы Твардовского так же, как и жанр, определя­ется в первую очередь творческой историей книги. Членение на ча­сти, особенно в начальной стадии работы, было необходимо поэту прежде всего для рабочего плана. Сложилось так, что три части по­эмы соответствовали трем основным эпизодам войны: начальный этап, переломный момент, победное наступление.

Главы «От автора» отделяли эти части друг от друга.

Первоначально главы были пронумерованы и снабжены под­строчными

сносками-отсылками. Это было сделано с целью ори­ентировать читателя в уже опубликованных частях произведения. Письма читателей свидетельствуют, что отсылки достигали этой цели, помогая найти интересующие главы или же отложить поиск до более благоприятного момента. Такое членение произведения приме­нялось в изданиях книги до 1946 г. Позже оно уже не играло преж­ней роли и было отменено поэтом, как и нумерация глав.

Решение это появилось еще во время войны. 11 марта 1944 г. Твардовский писал К. Симонову: «…Никаких вообще «частей» в книге не бу­дет».

Произведение создавалось без строго обдуманного

плана, ав­тор признавался, что старался каждый раз высказаться до конца, ничего не откладывая до следующего раза. Необычность компози­ции книги, начатой «с середины» и оборванной без развязки, заста­вила автора ввести в текст соответствующие шутливые оговорки: …книга про бойца Без начала, без конца.




В чем своеобразие композиции поэмы «Василий Теркин»?