В. В. Маяковский-футурист. Проблемы кубофутуризма
1. Определения терминов «футуризм», «кубофутуризм». 2. Мотивы футуризма в лирике В. В. Маяковского. 3. Основные образы и художественные средства. 4. Проблемы кубофутуризма.
Слова на свободе! Лозунг итальянских футуристов Двадцатый век принес множество нововведений. Кардинально менялись промышленность, техника, социальное устройство государства.
Изменились культура и искусство, появилось множество кардинально новых течений и направлений. В частности, появились такие направления, как футуризм и кубофутуризм. В литературоведческом
Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале XX века, в живописи, соединившее в себе наработки итальянских футуристов и французских кубистов. Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма тесно переплетены
Ярый приверженец футуризма, поэт часто вносил в свои стихи характерные для этого направления элементы: отсутствие живой природы и замена ее техникой, ускорение ритмов жизни, частое обращение к природе и динамике современного города. При этом чисто футуристом Маяковского назвать нельзя: в арсенале поэта огромное количество необычных и интересных приемов. За счет предельной конкретизации изображаемого мира стихотворения насыщены яркими, броскими и запоминающимися образами.
В связи с тем, что для выражения индивидуального восприятия мира Маяковскому не хватало слов родного языка, он ввел множество неологизмов, часть из которых вошла в повседневный обиходный словарь. Оригинальностью отличается и собственно стихотворный стиль поэта. Здесь и рваные разрушенные строки, и отсутствие деления на классические двух — и трехстишия, и использование в стихотворном тексте неприемлемых ранее символов — арабских и римских цифр, нот, знаков препинания в несвойственном им значении. Ярким примером такого нестандартного произведения является стихотворение «Из улицы в улицу», в котором динамично и зримо описывается современный, шумный город: Улица. Улица через долго годов Через железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы.
Необычность графической записи стихотворения приковывает внимание: подобная кривизна строк вызывает ассоциации с кривыми переулками шумного города. Впечатление шума и динамики усиливается за счет четкого, держащего читателя в напряжении ритма строк — слогов. Но при этом привычное мировоззрение, понимание города нарушено. Здесь дома, выше колоколен: Лебеди шей колокольных, гнитесь в силках проводов…
Миром правит человек-фокусник, тянущий «рельсы из пасти трамвая». Солнце забыто, его заменил фонарь: Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок. Подобную картину мира, донельзя искаженную, но динамичную и яркую, удобнее всего представлять в стиле авангарда, когда картина не передает четкие, фотографические изображения, но позволяет разглядеть эмоции художника, владевшие им при взгляде на определенный предмет. Образ города — большого, страшного, грязного — в творчестве Маяковского не единичен.
Еще одним запоминающимся стихотворением может быть «Адище города». Само название может заинтересовать читателя за счет использования в нем окказионализма «адище». такой термин помогает понять масштаб описываемого пространства и состояние тревоги или ужаса, которое при этом возникает. Действительно, изображенный на закате, кажется, в преддверии смерти, город пугает. Хрупкий человек жалок и беспомощен перед величием этой громады: Сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче проезжающий трамвай с разбега взметнул зрачки. Миром правит уже не человек, а созданная им техника.
Природа беспомощна — всевидящее око солнца ослепло: «Где у раненого солнца вытекал глаз…». Лирический герой, то слабый, то, напротив, всемогущий : Я смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана… При минимальном количестве действительно важных с житейской точки зрения описательных моментов, картина, возникающая у читателя при прочтении стихов Маяковского, оказывается на удивление яркой, динамичной. Язык произведений художника богат цветописью и звукописью, да и сами рваные строки позволяют добиться разных эффектов восприятия — то стихотворное описание медлительно и плавно, то — рвано, остро, грубо, то мягко и максимально реалистично.
Так же и ритм — он может меняться в одном произведении несколько раз — от бешеного стука конских копыт к размеренному биению человеческого сердца и плавному шуму накатывающих на берег волн. Однако у футуризма, так же как и у любого другого направления в искусстве, существуют как ярые приверженцы, так и враги. Последние, выступая против представителей этого жанра, нажимали в основном на тот факт, что стихотворения футуристов слишком образны, иногда даже перенасыщены описаниями и эмоциональными картинами.
При этом во многом восприятие футуризма напрямую зависит от личных, индивидуальных впечатлений читателя. В связи с тем, что люди обладают различным взглядом на жизнь, житейским опытом и способом восприятия мира, картина, стихотворение, мелодия для каждого будет сугубо индивидуальна. Отсутствие возможности вывести объективное мнение долгое время не позволяло футуризму стать заслуженно понятым литературным направлением. Однако в современном мире множество исследователей вновь обратилось к этому таинственному направлению, что обещает новые открытия в литературном мире.
В. В. Маяковский-футурист. Проблемы кубофутуризма