В. В. Маяковский-сатирик

Во вступлении в поэму «Во весь голос» поэт, характеризуя своих «страниц войска», так говорил о сатире:

Оружия

Любимейшего

Род,

Готовая

Рвануться в гике,

Застыла

Кавалерия острот,

Поднявши рифм

Отточенные пики.

Сатира всегда была для поэта «любимейшим родом оружия». При помощи сатирических образов до революции он сражался с миром «сытых». Теперь объект ее стал другим. Маяковский видел несовпадение своего идеала общества и человека с тем, что существует. Самым страшным врагом для него был

тот, кто не понимал вселенских задач революции и просто пользовался ее достижениями — мещанин. «Совмещанин» имитирует гражданственность, подменяя ее трескучими словами.

Это приводит к опошлению идеи, которой Маяковский посвятил себя. Для него мещанство оскорбительно, поэтому так резка и уничижительна его сатира.

Написанное в конце Гражданской войны стихотворение «О дряни» уже рисует нового чиновника. Оценки поэта безжалостны: мещанин — «дрянь», «мразь», «мурло». Предметно-бытовая детализация подчеркивает опошление революции теми, кто «засели во все учреждения».

Гротескный

прием оживления портрета Маркса указывает на авторскую позицию.

Мещанин, попадающий из уютной комнаты в кабинет чиновника, остается мещанином. Подмена гражданской позиции словами идет на всех уровнях. На службе производительный труд подменен заседаниями. Об этом стихотворение «Прозаседавшиеся» . Гиперболизация, фантастический гротеск, используемые Маяковским в этом произведении, направлены на предельное обострение абсурдности чиновничьих занятий. Противоречие между предметом заседаний и их количеством заостряется до предела.

Расхожая фраза «столько дел, хоть разорвись» реализуется буквально.




В. В. Маяковский-сатирик