Вольтер. Жизнь и творческий путь
Настоящая фамилия Вольтера — Франсуа Мари Аруе. Исследователи считают, что его псевдоним является анаграммой имени. Вольтер родился 21 января 1694 года в Париже.
Его отец был нотариусом, походил из среды буржуа, мать была дворянкой. Поскольку титул передавался в наследство по родительской линии, то, соответственно, Вольтер его не получил. Это обстоятельство со временем сыграло весомую роль в жизни выдающегося просветителя, повлияло на формирование его отрицательного отношения к кастовым привилегиям дворянства и, в конце концов, воплотились
На протяжении 1704-1711 гг. учился в привилегированном иезуитском колледже Людовика Великого, куда помогли устроиться уважаемые клиенты отца.
После окончания колледжа сблизился с кружком свободолюбивых аристократов и начал писать стихи в манере рококо.
Отец пророчил ему карьеру юриста, но юноша начал спорить, поскольку большее удовлетворение получал от общества вольнодумцев из
Также Вольтер написал первый вариант своей эпической поэмы о Генрихе IV, которая позднее стала известная под названием «Генриада». За эту поэму он удостоился славы первого эпика Франции. «Генриаду» сравнивали с «Энеидой», а Вольтера — с Вергилием.
Но в скором времени Вольтер снова впал в немилость. После личной ссоры с молодым дворянином шевалье де Роганом писателя публично побили слуги шевалье, и Вольтер снова оказался в Бастилии.
После освобождения в 1726 году Вольтер уезжает в Англию, где живет на протяжении трех лет. О нем говорили: «Вольтер покинул Францию поэтом, а вернулся мудрецом». Действительно, в Англии Вольтер выучил язык, открыл для себя английскую литературу и мог говорить все, не боясь, что его арестуют. Он познакомился со Свифтом, изучал работы Ньютона, заинтересовался учением философа-рационалиста Дж. Локка.
В 1733 году появляются его «Философские письма» — «Письма об английской нации». Произведение имело скрытый подтекст — сравнение Англии с Францией в пользу первой. Французский парламент обрек письма к публичному сожжению. 10 июня 1734 года приговор был выполнен.
Позднее Вольтер, которого пылали неоднократно, заявил, что сжигать литературные произведения означает расписаться в том, что не можешь на них ответить.
В 1729 году Вольтер возвращается во Францию и продолжает свою блестящую карьеру. Он пишет драмы, рассказы, поэмы, работы по истории, философские повести, книги, которые популяризировали учение Ньютона.
В 1745 году Вольтера избрали членом Французской Академии, хотя до этого дважды его кандидатуру отвергали. Через год, в 1746 году, его избрали Почетным членом Петербургской Академии Наук.
Некоторое время Вольтеру покровительствовал сам король. Но из-за поэмы, в которой возвеличивалась фаворитка короля маркиза Помпадур, он снова попал в немилость.
К счастью, король Пруссии Фридрих Великий, который неоднократно приглашал к себе Вольтера, снова прислал приглашения.
На этот раз Вольтер принял его. В Пруссии писателя встретили со всеми почестями: назначили пенсию, подарили карету, дали придворный титул. Король, который стремился быть покровителем искусства, видел в Вольтере роскошное дополнение для своего литературного кружка. Но неугомонный Вольтер не мог жить спокойно.
Он ссорился со всеми, и даже с королем Фридрихом.
С 1753 года писатель снова в странствованиях. Он мечтает поехать в Пенсильванию, но страх морской болезни удержал его от этого. Вместо Пенсильвании он едет в Женеву.
Но и там ему было не до душе.
В конце концов, в 1760 году, Вольтер поселился в Ферне — имении на границе Франции и Швейцарии. Последние годы его жизни были довольно насыщенными. Он получил международное признание, вся Европа посещала его. С теми, кто не мог приехать, он состоял в переписке, иногда отправляя до тридцати писем в течение дня. Вольтера называли «фернейским патриархом».
Именно здесь, в Ферне, он стал защитником всех, кто испытывал религиозные преследования. Монархи Европы искали его благосклонности; его называли даже отдельным государством, поскольку при всех дворах Европы он имел своих послов. Возникло и пошло гулять по миру слово «вольтерианство», что означало «вольнодумство, скептическое отношение к авторитетам», и было вместе с тем отрицательной оценкой и комплиментом человеку, которого называли вольтерианцем.
После долгих скитаний по Европе в феврале 1778 года Вольтер вернулся во Францию. Он купил дом в Париже, активно работал над новой трагедией «Агафокл», над проектом словаря французского языка.
Однако смерть уже стояла на пороге его дома. Неожиданно у Вольтера появились сильные боли неизвестного характера. В начале мая врачи поставили страшный диагноз: рак.
Вольтер еще шутил, держался, но его мучили страшные боли. 30 мая писатель умер. Племянник Вольтера аббат Миньо тайно решил перевезти тело покойника в Шампань и там похоронить в аббатстве Сельер.
…Последняя майская ночь 1778 года выдалась теплой, и часовые сладко зевая, приготовились уже было закрыть полосатым шлагбаумом широкий тракт, который вел от столицы к знаменитой провинции Шампань, когда послышался цокот копыт. «Кого еще там черт несет против ночи?» — недовольно пробурчал себе под носа офицер и почти дословно повторил свой вопрос вслух. «Слава Иисусу Христу!» — по этому церковному приветствию, которое прозвучало с голубой, украшенной звездами кареты, которая. только что подъехала, часовые узнали, служителя Божьего. «Документы»,- не любезнее, чем раньше, проскрипел загрубевший на службе голос. «Документы в порядке, аббат Миньо, но какая крайняя потребность погнала вас в дорогу ночью, и что там у вас в карете?».
Если бы дежурные могли знать, что в случае задержания этой кареты их уже следующим утром ждало бы повышение по службе и значительное денежное вознаграждение. Но они этого не знали, так как кроме спящего старикана в ночном халате и колпаке в карете никого не было. А впрочем, они этого старикана хорошо понимали — их самих клонило в сон. И хотя эта карета казалась офицеру удивительно знакомой, он махнул рукой и крикнул: «Проезжай!» Аббат поспешил выполнить команду, вытирая с лица холодный пот и унимая нервное дрожание рук. Париж остался позади, а впереди была длинная и опасная дорога к аббатству Сельер.
Да еще и рядом с трупом…
Да, старикан действительно спал, но сном вечным. «Вот я и выполнил Вашу просьбу, дядя Франсуа»,- подумал аббат, удобнее умащивая для дальней дороги застывшее тело того, чьим именем со временем назвали целое столетие. Так, по детективному был спасен от позора прах одного из величайших сыновей Франции и человечества — великого Вольтера…
Похороны в Париже правительство запретило.
В дни Французской революции 1791 года прах Вольтера был торжественно перевезен в столицу. На его катафалке восставшие написали всего несколько слов, которые ярко подытожили всю деятельность Вольтера: «Он подготовил нас к свободе». Сейчас прах философа находится в Пантеоне выдающихся людей Франции.
Творческое наследство писателя довольно значительное. Здесь и сатирическая поэма «Орлеанская дева», трагедии «Магомет» и «Меропа», комедии «Блудный сын», «Нанина», философские повести «Кандид», «Простак» и прочее.
Просветительская деятельность и художественное творчество Вольтера имела значительное влияние на европейскую и украинскую культуру. Т. Шевченко в повести «Прогулка с удовольствием и не без морали» иронизировал по поводу книги «Переписка Екатерины Великой с господином Вольтером» , где проявились противоречивые философские и исторические взгляды Вольтера.
Творчество выдающегося французского просветителя издавна известно в Украине благодаря переводам П. Грабовского, Л. Ивченко, В. Подмогильного, М. Рыльского.
Вольтер. Жизнь и творческий путь