Художественное и жанровое своеобразие поэмы С. Есенина «Анна Снегина»

Поэма «Анна Снегина» написана в сти­хотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лириче­ского жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного изложения со­бытий. Они даны отдельными эпизода­ми, автора интересуют его собствен­ные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями.

Ли­рический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюци­онного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается

лирическим аккордом — воспоминанием ав­тора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».

Развитие сюжета начинается в пер­вой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего от­сутствия. Свершилась февральская ре­волюция, но война продолжается, зем­ли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события.

Но герой хо­чет остаться в стороне от них, отдох­нуть в общении с природой, вспомнить юность. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать».

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью

на брата лез.

Но события сами врываются в его жизнь. Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителя­ми села Радова и деревни Криуши вспыхнула с новой силой. Появился у Криушей свой вожак — Прон Оглобин. Приехавший из Питера бывший одно­сельчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и «с любопытством».

Он теперь «важная шишка», столичный по­эт, но все же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие вопросы: «Скажи: отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?.. За что же тогда на фронте мы губим се­бя и других?» Но эти вопросы и для са­мого поэта еще недостаточно ясны.

Другие впечатления волнуют героя — романтические образы родной приро­ды и воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней — легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина — все это для поэта слилось в единое целое.

Прошлое все­гда прекрасно и поэтично.

От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Онегиной, помнит его. Он не ищет с ней встречи. Все измени­лось, изменились они сами.

Ему не хо­чется разрушать образ, который остал­ся в памяти.

Да, теперь Анна Снегина — важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но живущий в памяти образ юной девушки в белом ему ми­лее, он не хочет утратить его из-за слу­чайной любовной интрижки.

Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ни­ми к помещице просить, чтобы она от­дала им землю без выкупа. Но в доме Онегиных горе — пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Наступает окончательный разрыв. «Он умер…

А вот вы здесь», — упрекает о н а героя своего недолгого романа.

События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Иму­щество помещицы Онегиной конфис­ковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна лич­ными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских со­бытий.

Она просит извинить ее за не­вольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: «Скажите, вам больно, Анна, за ваш хутор­ской разор?» Так жизнь разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна — в Лондон.

Последняя часть поэмы — это описа­ние суровых времен гражданской вой­ны. И на этом фоне — два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Прон Оглоблин. Другое — из Лондона, от Анны Снеги­ной.

Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.

Что же осталось от прежних впечатле­ний и переживаний? Все проходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспомина­ниями о Родине.

Любовь, Родина, приро­да — вот истинные ценности, способные согреть и возвысить душу человека.




Художественное и жанровое своеобразие поэмы С. Есенина «Анна Снегина»