Художественное своеобразие любовной лирики Пушкина. Роль прелестницы и возлюбленной в создании произведения

Стихи Пушкина по форме легки и стремительны, а любовная лирика богата и своеобразна. Как только первые стихи Пушкина увидели свет, критика сразу заговорила о «чрезвычайной легкости и плавности» его стихов: «кажется, что они не стоили никакой работы», «кажется, что они выливались у него сами собою». Поэт первым создает свои любовные произведения вне жанра. Если раньше существовали определенные каноны и клише, то у Пушкина содержание полностью довлеет над формой.

Именно поэтому, читая любовную лирику Пушкина, трудно отнести

стихотворение к какому-либо жанру — черты элегии, послания, романса могут быть присущи одному произведению. В качестве примера можно привести известное стихотворение «К ***», посвященное Анне Петровне Керн. Его можно с большим успехом отнести к посланию, хотя здесь хорошо заметны свойства романса и элегии.

Пушкин не ограничивается только изменением формы своих произведений. Он предлагает читателю совершенно новую систему ценностей. Здесь все строится на уважении к предмету воздыханий. Поэт со свойственной ему житейской мудростью доказывает, что и возлюбленная имеет право на выбор.

Даже если чувства оказываются

безответными, это совсем не значит, что нужно вызывать своего более удачливого соперника на дуэль и кровью отстаивать свое право. В стихотворении «Я вас любил» поэт показывает вполне обычную ситуацию: женщина разлюбила своего избранника. Поэт отказывается от свойственной романтизму развязке и раскрывает свой взгляд на эту ситуацию: «…Но пусть она вас больше не тревожит; / Я не хочу печалить вас ничем… / Я вас любил так искренно, так нежно, / Как дай вам бог любимой быть другим». То есть в отличие от романтиков автор не проклинает свою несостоявшуюся любовь.

Более того, он испытывает к ней чувство благодарности за те светлые минуты, которые подарила ему возлюбленная. Таким образом, Пушкин отказывается от эгоистичной любви, которая иссушает душу и приносит страдание как влюбленному, так и избраннице.

Прекрасные женщины всегда вдохновляли поэта на создание своих произведений. По мнению литературоведа Синявского, «ни у кого, вероятно, в формировании стиля, в закручивании стиха не выполнял такой работы, как у Пушкина слабый пол». Стихи, посвященные прелестницам, легко вырывались из-под пера и очаровывали читателя.

Постепенно в амплуа ловеласа молодой поэт становится профессионалом. По мнению того же Синявского, Пушкин «на тонких эротических ножках вбежал в русскую поэзию и, подобно кудрявой болонке, навсегда обосновался в будуарах светских дам». Однако кажущаяся легкость требует от поэта серьезной работы:

Порой я стих повертываю круто, Все ж видно, не впервой я им верчу.

Стремительность предполагает и просто фантастическую маневренность, что и отличает любовную лирику поэта. Так, к примеру, у Пушкина можно встретить фразу, которая наводит на определенные размышления: «Отечество почти я ненавидел», однако тут же, как в вихревом танце, следует пируэт, и честь Отечества снова восстановлена:

Отечество почти я ненавидел —

Но я вчера Голицыну увидел

И примирен с отечеством моим.

Любовь для поэта — это не повод для страданий, и уж ни в коем случае не трагедия. Это, главным образом, состояние души. Причем любовь не обязательно должна быть взаимной. Главное, это те прекрасные ощущения, которые она вызывает: чувство легкости, счастья, тихой печали.

Для поэта женщина — это, прежде всего, небесное создание, которое способно вызвать в любящем ее человеке «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, И любовь». Уже за это благодарен поэт прекрасному полу, судьбе, жизни вообще.

Он понимает, что такого чувства могло не быть вообще. Тогда человеческое существование навеки утратило бы смысл, если бы не то неведомо прекрасное, что делает жизнь прекрасней, чище, лучше.

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой —

Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.




Художественное своеобразие любовной лирики Пушкина. Роль прелестницы и возлюбленной в создании произведения