Художественные особенности Котлован
Художественные особенности. Платоновскому стилю невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в соответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов.
Новое время требовало новой поэтики. Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова «Котлован»;, со своими образами, символами, метафорами, полностью соответствует духу времени.
В результате смешения лексических и синтаксических отношений повесть написана изломанным языком, в котором смысл слов выхолащивается.
Писатель
Герои повести употребляют в речи незнакомые слова и прибаутки, сочетают несочетаемые понятия, например: «левацкое болото правого оппортунизма»;, «видя по его телу класс его бедный»;, «человек длинного тонкого роста»;, «живи храбрее — жми друг дружку, а деньги в кружку»;. Язык повествования пестрит газетными
Художественное открытие писателя заключается в том, что посредством просторечий и сниженной лексики Платонов нашел способ выразить серьезные понятия, сделать их доступными широким народным массам.
Автор повести довольно скупо использует цвета. Чаще остальных он обращается к желтому цвету, который является для писателя цветом горя и несчастья. Обращение к красному цвету обусловлено его социальной значимостью. Черный цвет сопровождает героев в описании раскулачивания колхозников.
Цвет используется для дополнительных характеристик персонажей. Так как главный мотив повести — преобладание смерти над жизнью — то герои Платонова наделены «слепотой»;, или «дремлющим зрением»;, как называет его сам писатель. Изображаемый им мир немногоцветен.
Необыкновенно яркие метафоры в художественном тексте, переходящие в гротеск, подчеркивают безысходность строительства будущего. Герои повести роют котлован для дома всеобщего счастья, а спят в гробах, заготовленных для себя крестьянами. Дома крестьян пусты, а на кузне трудится за всех медведь, который затем принимает участие в раскулачивании.
В послесловии к американскому изданию «Котлована»; И. Бродский отметил сюрреализма Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не смог скользить по литературной поверхности»;.
Художественные особенности Котлован