Художественные особенности Котлован

Художественные особенности. Платоновскому стилю невоз­можно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в со­ответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов.

Новое время требовало новой поэтики. Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова «Котлован»;, со своими образами, символами, метафорами, полно­стью соответствует духу времени.

В результате смешения лексиче­ских и синтаксических отношений повесть написана изломанным языком, в котором смысл слов выхолащивается.

Писатель

активно использует избыточные фразы, вставляя в них лишние слова. Такой художественный прием отражает не только своеобразный язык эпохи, но и делает речь персонажей и рассказчика экспрессивной и насыщенной, например: «соревно­ваться на высшее счастье настроения»; и т. д.

Герои повести употребляют в речи незнакомые слова и прибаут­ки, сочетают несочетаемые понятия, например: «левацкое болото правого оппортунизма»;, «видя по его телу класс его бедный»;, «чело­век длинного тонкого роста»;, «живи храбрее — жми друг дружку, а деньги в кружку»;. Язык повествования пестрит газетными

штам­пами, лозунгами, идеологически окрашенной лексикой, например: «отправить на коллективизацию»;, «узкими масштабами строиться»;. Использованные автором приемы делают речь персонажей яркой и образной.

Художественное открытие писателя заключается в том, что посредством просторечий и сниженной лексики Платонов на­шел способ выразить серьезные понятия, сделать их доступными широким народным массам.

Автор повести довольно скупо использует цвета. Чаще осталь­ных он обращается к желтому цвету, который является для писате­ля цветом горя и несчастья. Обращение к красному цвету обуслов­лено его социальной значимостью. Черный цвет сопровождает ге­роев в описании раскулачивания колхозников.

Цвет используется для дополнительных характеристик персонажей. Так как главный мотив повести — преобладание смерти над жизнью — то герои Платонова наделены «слепотой»;, или «дремлющим зрением»;, как называет его сам писатель. Изображаемый им мир немногоцветен.

Необыкновенно яркие метафоры в художественном тексте, пере­ходящие в гротеск, подчеркивают безысходность строительства бу­дущего. Герои повести роют котлован для дома всеобщего счастья, а спят в гробах, заготовленных для себя крестьянами. Дома крестьян пусты, а на кузне трудится за всех медведь, который затем прини­мает участие в раскулачивании.

В послесловии к американскому изданию «Котлована»; И. Бродский отметил сюрреализма Платоно­ва, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строи­тельстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, за­глянув в которые однажды, он уже более не смог скользить по ли­тературной поверхности»;.




Художественные особенности Котлован