Художественные особенности пословиц и поговорок

В пословицах и поговорках используются очень многие художественно-изобразительные средства и приемы фольклора. Существуют две основные формы пословиц: иносказание и прямое высказывание. Например: Яблочко от яблони недалеко падает ; Хоть есть нечего, да жить весело.

Нередко образность пословиц создается посредством метафор, метонимий, синекдох. Например: В кармане соловьи свищут ; Сарафан за кафтаном не ходит ; Один с сошкой, а семеро с ложкой. Особенно важна роль метафоры.

Так, например, в пословицах часто появляются образы животных

и птиц как обозначение людей, их взаимоотношений: Спит лиса, а во сне кур щиплет; Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву; Не велик кулик, а все-таки птица; От вороны павы не жди.

Другой излюбленный прием народных изречений — употребление собственных имен в значении нарицательных.

Имена собственные могут иметь книжное происхождение или приходят из былин, сказок и проч. . Однако чаще всего пословица обращается к общеупотребительным личным именам для рифмы, аллитераций ассонансов. Например: Мели, Емеля, твоя неделя; Люди с базара, а Назар на базар; В людях Илья, а дома свинья; Ерема, Ерема, сидел бы ты дома да точил

веретена; Тит, иди молотить.

Пословицы используют сравнения, олицетворения ; антитезы, гиперболы. Весьма часто употребляются устойчивые эпитеты : Велика святорусская земля; Матушка Москва белокаменная. Применяются разнообразные формы тавтологии: омонимические, синонимические.

По композиции пословицы могут быть одночленными, двучленными и многочленными. Особенно много двучленных пословиц, что дало основание В. И. Далю считать двучленность одним из основных признаков этого жанра. Например, в пословице Хлеб да вода — крестьянская еда вторая часть поясняет первую; в пословице Червь точит дерево, печаль крушит сердце использован прием параллелизма. Многие двучленные пословицы построены на сравнении или антитезе.

Часто они имеют строгую, симметричную композицию обеих частей.

Приведем также примеры других композиционных форм. Дело мастера боится; Хозяйкою дом стоит ; Сбил, сколотил — вот колесо, сел да поехал — ах, хорошо! Оглянулся назад — одни спицы лежат.

Пословица ритмична. В ее построении нередко участвует рифма, которая может присутствовать во всех композиционных типах. Рифмуются отдельные слова, отдельные части пословицы или вся она сплошь.

Пословицы разнообразны по форме высказывания. Они могут представлять собой косвенную речь, монолог, диалог.

В пословицах отражается эмоциональное и интонационное богатство разговорной речи. Они советуют, предупреждают, утверждают, констатируют, спрашивают, иронизируют…

Например: Книга книгой, а своим умом двигай ; Станешь лениться — будешь с сумой волочиться ; Кто зевает, тот воду хлебает ; Сама себя раба бьет, что не чисто жнет ; Улита едет: когда-то будет? ; Целовал ястреб курочку до последнего перышка.

Отражая наблюдения народа над жизненными явлениями, пословицы и поговорки умеют выделить как типическое, так и особенное. Нередко на этой почве возникает вариативность известных изречений. К примеру, в пословице Хлеб да вода — крестьянская еда слово крестьянская заменялось другими: мужицкая, солдатская, бурлацкая, шахтерская, здоровая, молодецкая.

Пословица Гол, как сокол имеет варианты: как бубен, как сосенка, как перст, как осиновый кол.

Пословицы и поговорки — это энциклопедия народных знаний, а также «моральный кодекс» народа. Закрепляя в афористических жанрах свой богатый и разнообразный жизненный опыт, народ сложил пословицы и о самих пословицах: Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз; Пень — не околица, а глупая речь — не пословица; И на твою честь пословица есть; Пословица несудима.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Художественные особенности пословиц и поговорок