Художественные особенности поэзии Некрасова
Художественные особенности. Главной отличительной особенностью поэзии Некрасова является ее народность. Она заключается прежде всего в изображении народной среды, социальных противоречий деревенской России, а также в выборе героев из народа в качестве главных героев его творчества.
Все это потребовало и новых форм выражения: поэзия Некрасова заговорила языком самого народа. В его стихи входят совершенно неизвестные ранее темы и образы, которые связаны с разнообразными сторонами жизни русского народа — в первую очередь крестьянства.
Новые герои привносят с собой и новую речь: подчас грубую, неблагозвучную, изобилующую разнообразными разговорными формами, просторечиями, диалектизмами. Вот голоса ребятишек из стихотворения «Крестьянские дети»;: «Четвертый: А вона на шапке, гляди-тко — часы! — Пятый: Ай, важная штука!»;. А вот горькие слова матери, потерявшей сына: «И погас он, словно свеченька \ Восковая, предъ — иконная…»; . В лирике Некрасова возникает своеобразное «многоголосие»;:
Так раздвигается область лирики и она начинает сближаться с эпосом. Эту особенность поэзии Некрасова отметил еще Добролюбов, сказавший, что в нее «врывается эпический элемент»;.
Вместе с тем раздвигаются и жанровые формы некрасовской поэзии. Много стихов он создает в форме песни — своем излюбленном жанре, приближающемся к подлинно народному творчеству. В них особенно ярко выделяется ориентация поэта на фольклорные формы изобразительно-выразительных средств: таковы в них многочисленные сравнения, олицетворения, метафоры и эпитеты. Чаще всего в стихах Некрасова используются трехсложные стихотворные размеры — дактиль и анапест. Они получили название «некрасовские трехсложники»;.
Именно такой размер создает особую напевность, мелодичность стиха и наиболее близок подлинной народной поэзии.
Но есть среди стихов Некрасова и своеобразные стихотворения — рассказы или новеллы. В жанре обличительной, грозной сатиры написаны стихи «Размышления у парадного подъезда»;, «Железная дорога»;, в которых едкая ирония и гнев сочетаются со слезами боли и обиды. Диапазон некрасовской поэзии необыкновенно широк, в ней можно найти и совершенно далекие от фольклора формы торжественной, патетической, ораторской речи, присутствующие в жанре декламации — «Родина»;, «Элегия»;, «Поэт и гражданин»;.
«Нам нужен был бы поэт, который бы с красотою Пушкина и силою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова»;, — мечтал в начале 1860-х годов Добролюбов. Таким поэтом в русской литературе стал Некрасов.
Художественные особенности поэзии Некрасова