Художественные особенности поэзии Некрасова

Художественные особенности. Главной отличительной осо­бенностью поэзии Некрасова является ее народность. Она заключа­ется прежде всего в изображении народной среды, социальных про­тиворечий деревенской России, а также в выборе героев из народа в качестве главных героев его творчества.

Все это потребовало и но­вых форм выражения: поэзия Некрасова заговорила языком самого народа. В его стихи входят совершенно неизвестные ранее темы и образы, которые связаны с разнообразными сторонами жизни рус­ского народа — в первую очередь крестьянства.

Поэт не боится го­ворить о повседневных, «непоэтических»; явлениях, что вызывает необходимость использовать новый поэтический язык.

Новые герои привносят с собой и новую речь: подчас грубую, неблагозвучную, изобилующую разнообразными разговорными формами, просторе­чиями, диалектизмами. Вот голоса ребятишек из стихотворения «Крестьянские дети»;: «Четвертый: А вона на шапке, гляди-тко — часы! — Пятый: Ай, важная штука!»;. А вот горькие слова матери, потерявшей сына: «И погас он, словно свеченька \ Восковая, предъ — иконная…»; . В лирике Некрасова воз­никает своеобразное «многоголосие»;:

рядом с голосом автора звучат голоса других людей, которые то сливаются, то спорят.

Так раздви­гается область лирики и она начинает сближаться с эпосом. Эту особенность поэзии Некрасова отметил еще Добролюбов, сказав­ший, что в нее «врывается эпический элемент»;.

Вместе с тем раздвигаются и жанровые формы некрасовской по­эзии. Много стихов он создает в форме песни — своем излюбленном жанре, приближающемся к подлинно народному творчеству. В них особенно ярко выделяется ориентация поэта на фольклорные формы изобразительно-выразительных средств: таковы в них мно­гочисленные сравнения, олицетворения, метафоры и эпитеты. Чаще всего в стихах Некрасова используются трех­сложные стихотворные размеры — дактиль и анапест. Они полу­чили название «некрасовские трехсложники»;.

Именно такой раз­мер создает особую напевность, мелодичность стиха и наиболее близок подлинной народной поэзии.

Но есть среди стихов Некрасова и своеобразные стихотворения — рассказы или новеллы. В жанре обличительной, грозной сатиры напи­саны стихи «Размышления у парадного подъезда»;, «Железная дорога»;, в которых едкая ирония и гнев сочетаются со слезами боли и обиды. Диапазон некрасовской поэзии необыкновенно широк, в ней можно найти и совершенно далекие от фольклора формы торжественной, па­тетической, ораторской речи, присутствующие в жанре декламации — «Родина»;, «Элегия»;, «Поэт и гражданин»;.

«Нам нужен был бы поэт, который бы с красотою Пушкина и си­лою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова»;, — мечтал в начале 1860-х годов Добролюбов. Таким поэтом в русской литературе стал Некрасов.




Художественные особенности поэзии Некрасова