Художественные особенности загадок

Загадка — это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает.

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? ; Что за тварь людей питает, в церкви освещает? .

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица.

Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица — отгадываемого предмета. Например:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут — Я все терплю и всем добром плачу.

Встречаются загадки, построенные на диалоге:

— Это черная? — Нет, красная. — А почему белая? — Потому, что зеленая.

Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь.

Встречаются загадки, в которых описание изложено в услов-, ной форме:

Кабы я встала — До неба достала, Кабы руки да ноги — Я бы вора связала. Кабы рот да глаза — Я бы все рассказала.

В

загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности. Среди них прежде всего следует назвать метафору. М. А. Рыбникова отметила, что в загадках метафора черпает свой материал из круга хозяйственных впечатлений. Руки — овечки, куделя — стог:

Пять овечек стог подъедают, Пять овечек прочь отбегают. Игла — свинка, золотая щетинка, соха — корова, все поле рогами перепорола.

Среди метафорических образов животных преобладают домашние, а среди них — корова, бык и конь. Они используются очень многообразно, во всех «слагаемых»: рога, хвост, грива, копыта, молоко, ржание, рев, бег и т. д. Дикие животные — медведь, волк, лиса, заяц — обслуживают незначительное число загадок. Обильны птичьи метафоры, и в них также чаще всего встречаются домашние птицы: курица, петух, гусь. Тетерев, галка, орел, сокол фигурируют значительно реже.

Метонимии в загадках встречаются реже метафор. Загадка называет материал, из которого сделан предмет:

Стоит дерево, На дереве конопля, На конопле глина, На глине капуста, А в капусте свинья,

Используются в загадках, хотя и не очень часто, разнообразные сравнения:

Бел как снег, В чести у всех.

В некоторых загадках для сравнения использованы образы Священного писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам; Ввержен в пещь огненную, яко три отрока; Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия; Везен бысть на торжище, яко же Иосиф; Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена, яко же Мария Магдалина, И, купивши его за медницу, принесе домой; Но расплакался по своей матери, умре, И доныне его кости лежат не погребены.

Встречаются в загадках и антитезы. Например:

Матушкой-весной в платьице цветном. Матушкой-зимой в саване одном.

Некоторые загадки построены путем изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

Стоит пендра. На пендре лежит дендра И говорит кондре: «Не лазай на пендру. Там не одна кандра — И ундра есть» .

Из приведенных примеров видно, что загадки часто рифмованы. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться. В многострочных рифмовка разнообразна.

Часто в загадках встречаются эпитеты, аллитерации и звукоподражания. Каждая загадка — это отдельное художественное произведение со своими поэтическими особенностями.




Художественные особенности загадок