Художественные особенности загадок
Загадка — это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает.
Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? ; Что за тварь людей питает, в церкви освещает? .
В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут — Я все терплю и всем добром плачу.
Встречаются загадки, построенные на диалоге:
— Это черная? — Нет, красная. — А почему белая? — Потому, что зеленая.
Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:
Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь.
Встречаются загадки, в которых описание изложено в услов-, ной форме:
Кабы я встала — До неба достала, Кабы руки да ноги — Я бы вора связала. Кабы рот да глаза — Я бы все рассказала.
В
Пять овечек стог подъедают, Пять овечек прочь отбегают. Игла — свинка, золотая щетинка, соха — корова, все поле рогами перепорола.
Среди метафорических образов животных преобладают домашние, а среди них — корова, бык и конь. Они используются очень многообразно, во всех «слагаемых»: рога, хвост, грива, копыта, молоко, ржание, рев, бег и т. д. Дикие животные — медведь, волк, лиса, заяц — обслуживают незначительное число загадок. Обильны птичьи метафоры, и в них также чаще всего встречаются домашние птицы: курица, петух, гусь. Тетерев, галка, орел, сокол фигурируют значительно реже.
Метонимии в загадках встречаются реже метафор. Загадка называет материал, из которого сделан предмет:
Стоит дерево, На дереве конопля, На конопле глина, На глине капуста, А в капусте свинья,
Используются в загадках, хотя и не очень часто, разнообразные сравнения:
Бел как снег, В чести у всех.
В некоторых загадках для сравнения использованы образы Священного писания и старославянская лексика:
Взят от земли, яко же Адам; Ввержен в пещь огненную, яко три отрока; Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия; Везен бысть на торжище, яко же Иосиф; Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена, яко же Мария Магдалина, И, купивши его за медницу, принесе домой; Но расплакался по своей матери, умре, И доныне его кости лежат не погребены.
Встречаются в загадках и антитезы. Например:
Матушкой-весной в платьице цветном. Матушкой-зимой в саване одном.
Некоторые загадки построены путем изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:
Стоит пендра. На пендре лежит дендра И говорит кондре: «Не лазай на пендру. Там не одна кандра — И ундра есть» .
Из приведенных примеров видно, что загадки часто рифмованы. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться. В многострочных рифмовка разнообразна.
Часто в загадках встречаются эпитеты, аллитерации и звукоподражания. Каждая загадка — это отдельное художественное произведение со своими поэтическими особенностями.
Художественные особенности загадок