Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Первая. Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?

Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?

Умирающего Петра I более всего терза­ет мысль о том, что некому ему доверить свой «немалый корабль» — Россию. Он верно оценивает и силы и интересы своих близких. Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет.

Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского. Каким предстает в этой главе Меншиков? Что беспокоит его?

О чем он ду­мает? Какие детали в его портрете подчеркивает автор?

В первой главе Меншиков прежде все­го — накопитель, жадный до всякого

но­вого приобретения, целиком подчинен­ный этой страсти. Собственная жадность удивляет самого Данилыча: «Чем боле володею, тем боле рука горит…» Портрет Меншикова нарисован бегло: «У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки».

Но владевшее им чувство собственника, постоянно пекущегося о своих владениях, автор описывает достаточно подробно: и как он любил, чтобы все огнем горело в его руках, и как размышлял о своих бес­численных владениях.

Как изменяется настроение Данилыча, когда ему говорят о близкой смерти императора?

«Данилыч почувствовал легкий озноб и потрясение… Он почувствовал

восторг, что как бы восторгают его над полом и он как бы возносится в воздухе над своим со­стоянием. Все переменилось в нем».

Обратите особое внимание на как бы под­слушанный автором предсмертный бред Петра. Какие чувства охватывают вас при чтении этих страниц? Как удается Тынянову вызвать у читателя эти чувства?

Читатель почти слышит предсмертный бред Петра. Сначала это наблюдение за рисунками на лазури печных изразцов, затем — общение с картинами, которые украшают кафельные плитки. «И про­щай, море, и прощай, печь». И затем, в этом предсмертном бреду, — прощание со всем, что всплыло в памяти благода­ря рисункам печных изразцов. Сколько раз умирающий произносит слова «Про­щай!», «Прощайте!»…

И потом «он пла­кал без голоса в одеяло».

Проследим за движением мыслей Петра. Как воспринимает он «синие голландские кафли», на которые смотрит? Какие мысли возникают у не­го?

Какое слово повторяется как рефрен? Почему оно выделено автором в особую строку?

Предсмертные мысли Петра прослеже­ны очень точно. Мы уже попытались на­блюдать за тем, как это сделано в тексте. Рисунок на плитке вызывает воспомина­ние, а оно пробуждает мысли о том, что было, что нужно бы сделать, что не сдела­но.

И каждое решение выделяется в от­дельную строку. Такая разбивка строк по­могает услышать ритм чередования мыс­лей и воспоминаний в сознании Петра I.

Мысль Петра развивается не столько логи­чески, сколько эмоционально; воспоминания всплывают одно за другим. Чем дороги ему эти воспоминания? Что делает образ Петра не только величественным, но и трагическим?

Быстрая смена картин и возможность их связать воедино помогают представить и широту интересов умирающего челове­ка, и глубину, силу его чувств, и масштаб его личности. Сразу же становится оче­видным и размах свершений и отсутст­вие рядом того, кто хотя бы смог это по­нять.

Вся пятая часть главы пронизана лиризмом, читается как стихотворение в прозе. Попробуйте ее так прочитать. При подготовке исполнения пятой час­ти первой главы стоит подумать о том, как передать ритм следования мыслей и чувств Петра, как заставить себя показать не только смену эпизодов, но и общий настрой этого повествования, взволнованно­го, несущего ощущение безнадежности, трагичности.

О каких «великих утайках» первых людей государства идет речь во второй и шестой частях главы? Почему Петру не на кого оставить тот «не­малый корабль», которому отдана вся жизнь?

Нам не так уж важна суть «великих утаек» первых людей государства. Важно то, что все эти «утайки» никак не помога­ли прочности «немалого корабля», кото­рому отдал жизнь Петр. Мелочь эгоисти­ческих решений противостоит масштабу государственных интересов, которыми жил Петр I.




Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Первая. Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?