Загадки как отражение культуры народа
Загадка нет только развивает мышление, но и приоткрывает окошечко в окружающий мир, привлекает внимание к невидимым признакам предметов и явлений.
Ученые считают, что загадки — это своеобразный свод знаний народа, выражающий их мировоззрение. В загадках мы видим не просто лес, а конкретно березу, дуб, сосну; не дом, а крышу, окно, бревно. Осязаемые элементы физического мира сопоставляются с такими же осязаемыми объектами в загадках.
Например, смотрели люди на кисти овса и заметили, что похожи они на сережки девичьи. Так и родилась загадка:
Вот одна из тех загадок, что наиболее явно отражает представление о мире: «Два стоящих, два ходящих, два минующих».
Небо и земля — стоящие. Солнце и Луна — ходящие.
Некоторые из загадок строятся на описании предметов, а некоторые — по признаку действия. Бывает, чтобы подчеркнуть движение, в загадках противопоставляется действие бездействию: «Сани бегут, а оглобли стоят».
Мир отгадок разнообразен. Иногда отгадка сопоставляется с одним предметом, но бывает и с несколькими. А есть и такие, в которых несколько предметов выражаются
Например, «Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит».
Содержание загадок нередко дает информацию о быте людей. Мы узнаем, как раньше человек трудился, присматривал за животными, что в огороде росло, как выглядела деревня, изба, что было внутри ее.
Даже скрытая насмешка над властью встречается в текстах загадок. Например, «Сидит царица на золотых яйцах». Почему царица сидит? Хоть яйца и золотые, но все-таки не царское это дело.
Так же, как царица здесь сравнивается с курицей, так барин может сравниваться с помелом. Иногда загадки принимают вид сатиры. Вот послушаем про попа: » Спереди — мужик.
А сзади — баба».
Совсем иначе строятся загадки о предметах, дорогих крестьянам. Сноп — «мужичок в золотом кафтане», серьги девушек — пляшущие лебеди.
Так через познание народных загадок мы знакомимся с культурой и мировоззрением крестьян.
Источник: Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост.,авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1990. — 335 с.
Загадки как отражение культуры народа