«Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» . По повести И. С. Шмелева «Солнце мертвых»
1. Рассказ-воспоминание. 2. Точка зрения рассказчика и героев. 3. Судьба людей в условиях красного террора.
Свое сочинение мне хотелось бы посвятить повести Ивана Сергеевича Шмелева «Солнце мертвых». Творчество Шмелева само по себе долгое время было неизвестным в России, поскольку в произведениях этого автора было много нелестного для Советской власти. К счастью, ситуация изменилась.
И сегодня все произведения И. С. Шмелева хорошо известны читателю. Без творчества этого писателя наше знакомство с литературой русской эмиграции было
Повесть И. С. Шмелева действует на читателя угнетающе. Невозможно спокойно следить за сюжетной линией. Возникает чувство неприятия той действительности, о которой говорит Шмелев. Однако не возникает даже и тени сомнения, что автор исказил действительность. Невозможно представить, что такое можно придумать.
Сразу понимаешь, что писатель был очевидцем описанных событий. Повесть рассказывает об обычном, заурядном, повседневном существовании человека в голодном Крыму после взятия его красными. Произведение получает название «эпопея», именно так назвал его сам автор. Повествование
Образ рассказчика имеет огромное значение. Ему принадлежит так называемая летописная функция — это «летопись ежедневных злодеяний красных», повествователь говорит о поведении тех, «которые убивать ходят». Летопись фиксирует все события. Из произведения мы узнаем о самых разных героях, судьбы которых не могут оставить нас равнодушными. Каждый герой обязательно высказывается о советской власти.
На страницах повести кипит непрерывный митинг. Узнав точку зрения разных героев, мы получаем возможность осмыслить события с разных сторон. Например, если говорить о точке зрения доктора, то он оценивает их с социально-философской точки зрения.
Доктор обращается к Достоевскому, через него осмысляет происходящее. Доктор рассуждает о «помойке» и о «вшивой революции». Это то самое «торжество воши», которое предсказал Достоевский. В повести мы встречаем такое определение происходящему: «дерзание вши бунтующей, пустоту в небесах кровяными глазками узревшей». «Пустота в небесах» — это отсутствие Бога.
Повествователь также пытается осмыслить действительность. То, что происходит — это величайшее преступление против самой цивилизации, «возвращение» к пещерным временам. Читатель все больше убеждается в уникальной бесчеловечности эксперимента — революции и гражданской войны. Шмелев был очевидцем всего происходящего. И поэтому его произведение так правдиво и достоверно.
Мы видим, как происходит крушение райского порядка. Крым — благодатный край, который оказался превращен в нечто чудовищное. В этом краю живут разные люди, многие из них оказываются выпавшими из исторического времени — пенсионеры. До настоящего времени жизнь в Крыму была настоящей идиллией. После прихода красных все изменилось.
Заслуживают пристального внимания описания животных. Они жили рядом с людьми, были окружены заботой и вниманием. Животные трогательно беззащитны: павлин Павка, корова Тамарка, курочки, которых не в состоянии съесть герой.
Голод, который наступил в благодатном райском уголке, Крыму, не только отнял у людей возможность жить нормальной жизнью, но и лишил животных человеческой заботы. И домашние животные этого не понимают, по-прежнему держатся рядом с людьми, буквально вымаливают крохи пищи. В повести мы видим явное сопоставление идиллического уголка и разрухи, которая стала идиллией красных.
Райский уголок превращается в место жестокого существования людей. Автор постоянно проводит сопоставление «вчера» и «сегодня», таким образом отражая суть всего происходящего. Созданы особые условия, которые противостоят обычному человеческому существованию.
Мы узнаем, что доктор похоронил свою жену в домашнем кухонном шкафу, в котором еще остался запах варенья. Доктор говорит, что ей будет не так тяжело с этим ароматом, который связан со счастливым мирным временем. Все высказывания героев, даже на первый взгляд незначительные, заставляют читателя с особой остротой осознать, сколько бед и несчастий принесла мирным людям революция. Еще несколько десятилетий назад повесть Шмелева «Солнце мертвых» не могла быть разрешена в стране победившего пролетариата. А теперь мы понимаем — это наша история. Кровавые и чудовищные страницы которой необходимо знать не менее пафосных и патриотических.
Если ограничиться точкой зрения доктора, то это крайне пессимистическое мнение — «дерзание вши бунтующей». Но если обратить внимание на точку зрения повествователя, то мы видим, что этого трагического определения явно недостаточно. Автор не может ограничиться таким познанием происходящего. Повествователь говорит о сомнениях в вере.
Этим начинается повесть, возникает мысль, что и Бога нет. Все происходящее заставляет повествователя усомниться в этом, он пытается объяснить, что пути Господни неисповедимы, что есть высший замысел, ради которого было послано в мир это проклятье. В повести есть внутренний сюжет — преодоление сомнений в вере самого повествователя. В итоге сомнение было преодолено, вера вновь обретена. Автор чувствует боль своих соотечественников, оказавшихся в нечеловеческих условиях.
Его страдания передаются читателям. И, несмотря на то, что между современностью и временем, описанным в повести — огромный промежуток времени, оно не может оставить равнодушным читателя. Повествователь не просто рассказывает свои впечатления, он делится своими мыслями о судьбе людей в условиях красного террора, о судьбе всей страны, которая оказалась во власти «вши бунтующей». Писателю выпало нелегкое испытание — стать очевидцем страшных событий.
И это произведение стало закономерным и справедливым их итогом.
«Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» . По повести И. С. Шмелева «Солнце мертвых»