Жизнь «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Жизнь «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Вступление

1. Основной сюжет романа «Преступление и наказание» — нравственно-философские искания Раскольникова — разворачи­вается на фоне жизни городских низов Петербурга, что придает философско-психологической проблематике особую остроту. Достоевский очень высоко ценил жизнь человека, его личность и внутренний мир, поэтому унижение человека, превращение его в «тряпку», «ветошку» воспринимал очень болезненно.

2.

В романе много персонажей, которых можно назвать «униженными и оскорбленными». Их судьбы прослеживаются с разной степенью полноты, но в делом изображение петер­бургского «дна» производит на читателя гнетущее впечатле­ние. Три обстоятельства более всего угнетают «маленького человека»: материальная нужда, полное бесправие и безза­щитность и нравственное унижение.

II. Главная часть

1. Очень многие персонажи романа живут в бедности, переходящей в нищету: семья Мармеладовых — лучший тому пример. Из нищеты нет выхода, потому что до нищих никому, в сущности, нет дела, а сами помочь себе они не могут.

И

если при самых удачных обстоятельствах еще как-то можно выжить, то любая несчастная случайность — болезнь, потеря места на службе, ссора с квартирной хозяйкой и т. п. — ставят «маленького человека» на грань гибели. На горе и без­выходном положении людей наживаются ростовщики типа Алены Ивановны, которая ни к кому не знает жалости.

2. К материальной нужде добавляется и полная беззащит­ность и беспомощность «бедных людей». Квартирная хозяйка может выгнать Катерину Ивановну с детьми на ночь глядя на улицу; оскорбленной девочке, которую встречает Раскольни­ков на бульваре, некому даже пожаловаться; если бы не слу­чайное вмешательство Лебезятникова и Раскольникова, Лу­жину вполне удалось бы ославить Соню как воровку и т. п. Даже более обеспеченные «маленькие люди» сплошь и рядом оказываются бесправными и беспомощными, как, например, Дуня в доме Свидригайлова.

3. Однако и материальный гнет, и бесправие страшны не только сами по себе, но прежде всего потому, что они ведут к нравственному унижению человека. Ради денег Дуня вы­нуждена дать согласие на брак с Лужиным, а нищий Рас­кольников ничем не может ей помочь; нищета заставляет Соню идти на панель, грязный поступок Лужина в отноше­нии к Сонечке и произвол квартирной хозяйки сводят с ума Катерину Ивановну, которая и раньше была унижена своим нищенским и зависимым положением, и т. п. Эта сторона жизни «униженных и оскорбленных» — едва ли не самая страшная для Достоевского.

4. Однако тяжелое положение человека в безжалостном мире никак не может служить оправданием преступлению. Достоевский решительно отвергает возможность оправдания преступника на том основании, что его «среда заела». Единст­венный путь противостояния этой среде — христианское сми­рение и терпение.

III. Заключение

В правдивом и беспощадном изображении жизни «уни­женных и оскорбленных» проявилась боль за человека — одна из важнейших сторон гуманизма Достоевского.




Жизнь «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»