Жизнь «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Жизнь «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
I. Вступление
1. Основной сюжет романа «Преступление и наказание» — нравственно-философские искания Раскольникова — разворачивается на фоне жизни городских низов Петербурга, что придает философско-психологической проблематике особую остроту. Достоевский очень высоко ценил жизнь человека, его личность и внутренний мир, поэтому унижение человека, превращение его в «тряпку», «ветошку» воспринимал очень болезненно.
2.
II. Главная часть
1. Очень многие персонажи романа живут в бедности, переходящей в нищету: семья Мармеладовых — лучший тому пример. Из нищеты нет выхода, потому что до нищих никому, в сущности, нет дела, а сами помочь себе они не могут.
И
2. К материальной нужде добавляется и полная беззащитность и беспомощность «бедных людей». Квартирная хозяйка может выгнать Катерину Ивановну с детьми на ночь глядя на улицу; оскорбленной девочке, которую встречает Раскольников на бульваре, некому даже пожаловаться; если бы не случайное вмешательство Лебезятникова и Раскольникова, Лужину вполне удалось бы ославить Соню как воровку и т. п. Даже более обеспеченные «маленькие люди» сплошь и рядом оказываются бесправными и беспомощными, как, например, Дуня в доме Свидригайлова.
3. Однако и материальный гнет, и бесправие страшны не только сами по себе, но прежде всего потому, что они ведут к нравственному унижению человека. Ради денег Дуня вынуждена дать согласие на брак с Лужиным, а нищий Раскольников ничем не может ей помочь; нищета заставляет Соню идти на панель, грязный поступок Лужина в отношении к Сонечке и произвол квартирной хозяйки сводят с ума Катерину Ивановну, которая и раньше была унижена своим нищенским и зависимым положением, и т. п. Эта сторона жизни «униженных и оскорбленных» — едва ли не самая страшная для Достоевского.
4. Однако тяжелое положение человека в безжалостном мире никак не может служить оправданием преступлению. Достоевский решительно отвергает возможность оправдания преступника на том основании, что его «среда заела». Единственный путь противостояния этой среде — христианское смирение и терпение.
III. Заключение
В правдивом и беспощадном изображении жизни «униженных и оскорбленных» проявилась боль за человека — одна из важнейших сторон гуманизма Достоевского.
Жизнь «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»