Журнал Современник во времена Некрасова

Боевым органом революционных демократов стал журнал «Современник».

В Ленинграде на Литейном проспекте стоит дом. Слова, высеченные на мемориальной доске, рассказывают, что в этом

Доме жил, работал и умер великикий русский поэт Некрасов. Но не только этим замечателен дом на Литейном. Квартира Некрасова была одновременно и редакцией журнала «Современник».

«Современник» был основан Пушкиным в 1836 году, в последний год жизни великого поэта.

После его гибели журнал стал неинтересным, имел очень мало подписчиков.

В

1847 году во главе «Современника» встал Некрасов. Характеризуя обстановку тех лет, поэт писал:

Тогда все глухо и мертво

В литературе нашей было:

Скончался Пушкин; без него

Любовь к ней в публике остыла…

В боренье пошлых мелочей

Она погрязнув поглупела…

До общества, до жизни ей

Как будто не было и дела.

«В. Г. Белинский»

«Современник» в эти годы стал трибуной всего передового и демократического в русской жизни и литературе.

Вокруг журнала объединились лучшие литературные силы страны. Самое горячее участие в работе журнала принимали сначала Белинский, потом Чернышевский

и Добролюбов. В различные периоды сотрудниками журнала были Тургенев‚ Герцен,

Островский, Лев Толстой, Гончаров, Достоевский и другие выдающиеся писатели.

На страницах «Современника» печатались произведения, в которых критиковался существующий строй, вскрывались при-

Чины бесправного положения народа. Эти произведения будили мысль читателя, заставляли задуматься над злободневными вопросами современной русской жизни. Вот почему передовые люди России с таким нетерпением ожидали появления очередного номера «Современника».

Условия издания журнала были невероятно тяжелыми. Уже через год после выхода первого номера Некрасовского «Современника» царское правительство, напуганное революционными событиями на Западе, усилило гонения на все прогрессивное в стране. Наступили годы жесткой реакции.

Еще свирепее стала цензура.

В 1848 году умер Белинский. «Современник» потерял своего идейного руководителя, а Некрасов — учителя и друга. В поэме,

Посвященной Белинскому, он писал:

За ним следили, и тюрьму

Враги готовили ему…

Но тут услужливо могила

Ему объятья растворила…

Некрасова не раз вызывали в жандармское отделение и предупреждали, что за малейшую критику правительства журнал

Будет закрыт, а его сотрудники строго наказаны. За редактором «Современника» был установлен негласный

Надзор полиции.

Удары один за другим продолжали сыпаться на «Современник». Эмигрировал за границу Герцен. В 1849 году был отправлен на каторгу Достоевский, а в 1852 сослан в деревню Тургенев. Но в середине 50-х годов в «Современник» пришли новые,

Молодые силы. Это были революционные демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

Так как цензурные рогатки в этот период несколько ослабли, они могли более открыто призывать к активным революцион-

Ным действиям. Одной из главных задач революционные демократы считали воспитание критически мыслящих читателей,

Пробуждение в них гражданских чувств.

«Мы‚ — писал Добролюбов‚ — вот уже третий год из кожи лезем, чтобы не дать уснуть обществу под гул похвал… мы

Всеми способами смеемся над «нашим великим временем, когда…»‚ над «исполинскими шагами»… Надо вызывать читателей на внимание к тому, что их окружает, надо колоть глаза? всякими мерзостями… преследовать, мучить, не давать отдыху‚ — до того, чтобы противно стало читателю все это богатство грязи, чтобы он, задетый, наконец, за живое, вскочил с азартом и вымолвил: «Да что же… это, наконец, за каторга!.. жить в этом омуте не хочу больше». Вот чего надо добиваться и вот чем объясняется и тон критик моих, и политические статьи «Современника».

С подобным направлением журнала не могли согласиться его сотрудники — писатели-либералы. Разногласия в редакции

«Современника» все больше углублялись. Либерально настроенные писатели все чаще и в более резкой форме выражали не-

Довольство тем, что Некрасов позволил «каким-то семинаристам» (так презрительно называли они Чернышевского и Доб-

Ролюбова) занять ведущее место в журнале. Некрасов всеми силами старался примирить писателей-либералов с революционными демократами. Но когда раскол между ними стал неизбежен, когда Тургенев предъявил редактору «Современника» ультиматум: «Выбирай — я или Добро — любов», Некрасов встал на сторону Чернышевского и Добролюбова.

Не имея возможности открыто выразить свое отрицательное отношение к крестьянской реформе, «Современник» вообще обошел это событие молчанием. А чтобы объяснить причины такой «забывчивости», редакция обратилась к читателям со следующими словами: «Вы, читатель, вероятно, ожидаете, что я поведу речь о том, о чем трезвонят, поют, говорят теперь все

Журналы и газеты [т. е. о дарованной крестьянам свободе]. Напрасно. Вы ошибаетесь в своих ожиданиях. Мне даже обидно,

Что вы так обо мне думаете…»

Однако прогрессивные силы страны и без подобных объяснений разбирались в том, какую линию проводит журнал. Выдающийся грузинский поэт Акакий Церетели писал: «…Саратовский семинарист Чернышевский, возглавив журнал «Современник», вместе с Добролюбовым, Некрасовым и другими бросил клич России. Зашевелилась Россия. И хотя, спросонья, шаг ее был еще не тверд, вновь накинуть на нее ярмо было невозможно!..»

Царское правительство было напугано такой популярностью «Современника» и готовилось к наступлению на ненавистный

Ему журнал. «Современник» был закрыт на восемь месяцев. Был арестован, посажен в Петропавловскую крепость и потом

Сослан в Сибирь Чернышевский. Добролюбов избежал расправы царского правительства лишь только потому, что за год

До ареста Чернышевского умер от туберкулеза.

В 1866 году «Современник» закрыли навсегда.




Журнал Современник во времена Некрасова