Значение поэмы «Двенадцать» и ее влияние на развитие литературы
Сразу же после появления в печати поэма «Двенадцать» стала очень значительным событием литературной и общественной жизни молодой России. Она вызвала бурные споры и противоречивые оценки. Революционно настроенные слушатели, именно те, о ком и для кого была написана поэма, встречали ее с неизменным восторгом и одобрением. Поэма «Двенадцать» заняла прочное место в репертуаре чтецов, выступавших на концертах и самодеятельных вечерах.
Призывные строки поэмы Блока звучали как революционные лозунги. Их молено было встретить и на плакате,
В 1919 году в тылу Колчака, в Красноярске, была подпольно издана и распространялась как листовка напечатанная на четырех страницах поэма Блока «Двенадцать».
Поэма «Двенадцать» вызвала большой интерес читателей. После публикации в газете «Знамя труда» и в журнале «Новый путь» она три раза при жизни Блока выходила в петроградском издательстве «Алконост».
Русские издания поэмы были осуществлены также в Париже, Софии, Берлине, Львове. Появились переводы поэмы «Двенадцать» на многие иностранные языки. Распространялись машинописные и рукописные копии поэмы. Положительную оценку получила поэма «Двенадцать» на страницах печати. В статье «Правды» «Преступившие черту» говорилось: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию».
Но Блок не только призывал слушать,- он слушал сам. И, плодом этого явилось величайшее достижение его поэзии, и в то же время русской поэзии после Пушкина, Некрасова. Тютчева — его поэма «Двенадцать» . В издаваемом журнале «Вестник жизни» поэма была перепечатана с редакционным предисловием.
Она рассматривалась в нем как неполное, но все же правильное решение задачи — «вскрыть психологию революционного рабочего, а также очертить огромность Октябрьских событий.
Блок хранил в своих бумагах вырезанное из газеты «Знамя труда» от 21 февраля 1918 г. стихотворение «Поэтам революции» с посвящением Александру Блоку. Его автор, известный пролетарский поэт В. Кириллов, писал:
Мы обнажили меч кровавый, Чтоб гнет разрушить вековой, И с верой светлой в жребий правый Мы вышли на последили бой. И в страшный час борьбы и муки, В кровавом вихре грозных битв Мы услыхали чудо-звуки Благословляющих молитв. И вы, что нежностью питали Ожесточенные сердца, Вы под знамена ваши встали, Чтоб вместе биться до конца.
Не приходится удивляться тому, что в лагере контрреволюции поэма была встречена явно враждебно. Гиппиус неоднократно называла Блока изменником, предателем и пыталась всячески опорочить поэму «Двенадцать». «Обращение в большевистскую веру» Блока вызывало злобу и у критика-эстета Ю, Айхенвальда. Враждебным отношением к Октябрьской революции продиктованы злобные нападки Г. Чулкова на Блока и его поэму.
Тем, кто враждебно относился к революции, поэма «Двенадцать» казалась неприемлемой именно потому, что была написана «в большевистском духе».
Горячие споры о поэме «Двенадцать», не затихающие до настоящего времени, во многом объясняются противоречивостью и сложностью самого произведения. Одностороннее и не во всем правильное понимание революции, которую Блок от всей души приветствовал, преувеличение роли стихии, неприемлемый для революционеров-безбожников образ Христа — все это давало повод для критических замечаний и возражений со стороны тех, кому дорог был революционный пафос «Двенадцати». В «Вестнике жизни» отмечалось, что Блок лишь частично разрешил поставленную перед собой задачу, что герои его поэмы принадлежат не к авангарду, а к арьергарду революции. Отсутствие авангарда революции в поэме отмечал и Луначарский, положительно оценивший поэму.
Писателей принято судить не по тому, чего нет в их произведениях, а по тому, что смогли они сказать своим читателям. Противоречия и слабые стороны поэмы «Двенадцать» не заслоняют от нас величия этого бессмертного памятника Великому Октябрю. Читатели благодарны Блоку за то основное, главное о революции, что с таким мастерством сумел он показать в своей поэме.
Это глубокая вера в правоту революции, пафос освободительной борьбы, неудержимый размах «мирового пожара», решающая роль «державного народа», попытка заглянуть в душу тех, кто готов «буйну голову сложить» за святое дело. А. М. Горький называл поэму «Двенадцать» одним из выразительных примеров подлинно революционно-романтической литературы, которая «верует в завтрашний день», в которой «сквозит сияние будущего» ‘.
Революционно-романтический пафос «Двенадцати» был созвучен настроениям миллионных масс, поднявшихся на борьбу за новую жизнь. Опыт автора первой поэмы об Октябре по-своему использовали многие советские поэты и прозаики. Создавая поэму «150 000 000», Маяковский учитывал достижения Блока и в то же время полемизировал с ним. Герои его поэмы — не двенадцать человек, а весь народ России, который вступил в смертельную схватку с чудовищем, воплощающим в себе старый мир.
Перекликается с «Двенадцатью» и поэма Демьяна Бедного «Главная улица», коллективный герой которой — «новый хозяин», занявший «главную улицу» истории. Образы ветра, бури, метели, революционного пожара проходят через многие произведения романтической прозы, в центре которых были бесшабашные, своевольные, анархически настроенные герои.
28 января Блок закончил поэму «Двенадцать», затем сразу же пишет стихотворение «Скифы» . Это живой отклик поэта-патриота на угрозу иностранной интервенции. Размышляя о судьбе революционной России, Блок от имени восставшего русского народа призывает старый мир опомниться. В «Скифах» повторяется пушкинская мысль о том, что Россия спасла европейскую культуру от монгольского нашествия. Полемически противопоставляя молодую «варварскую» Россию одряхлевшему «цивилизованному» Западу, поэт призывает народы Европы:
Придите к нам! От ужасов войны Придите в мирные объятья! Пока не поздно — старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем братья
Значение поэмы «Двенадцать» и ее влияние на развитие литературы