Значение творчества Некрасова для русской литературы
Воздействие некрасовской поэзии испытали на себе поэты Маяковский, Исаковский, Твардовский, Сурков и др. Глубоко прав был А. В. Луначарский, когда писал: «Не принижая ни на минуту великих алтарей Пушкина и Лермонтова… мы все же говорим’- нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова!» Недовольство реформами почувствовалось в стране довольно скоро, выразившись, с одной стороны, в увеличении числа крестьянских восстаний в 60-70-х годах,
Но в ответ на нее с новой силой разгорается и революционное движение.
Правительство было явно напугано размахом этого движения. Министр юстиции граф Пален в своей записке «Успехи революционной пропаганды в России» отмечал, что «дознаниями раскрыта пропаганда в тридцати семи губерниях», т. е. в большей половине тогдашней России. Это был факт беспримерный в русской истории. К дознаниям было привлечено семьсот
Характер русской литературы 70-80-х годов нельзя правильно понять без оценки той общественно-политической борьбы, которая развернулась в 70-х годах. Поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на основном идейном движении, характеризующем общественно-политическую жизнь данного периода. Таким движением является народничество.
Что такое народничество? Это своеобразная теория «крестьянского социализма», начало которой было положено еще Герценом в 40-50-е годы и которая окончательно сложилась в 70-е годы. Сущность ее сводится к следующему.
Народники считали, что основным классом, который перестроит всю дальнейшую жизнь России в духе социализма, является крестьянство — «народ», как тогда говорили. Основную ячейку будущего социалистического общества народники видели в крестьянской общине, в артели. Им казалось, что если старый уклад деревни с его артельным духом, привычкой все решать «миром», «скопом», с его патриархальными отношениями и взглядами сохранится, то это обеспечит стране будущее, в котором опасность растлевающего влияния капитализма будет устранена.
Это была утопическая мечта народников о переходе к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.
Народническая интеллигенция решила идти в деревню, в «народ», и, внимательно приглядываясь к крестьянству, изучать его быт и идеалы. Наиболее революционная часть народнической интеллигенции, ее левое крыло, надеялась таким путем выполнить и свою политическую задачу: открыть крестьянству глаза на необходимость революционной борьбы за свои права и поднять его против самодержавия. Начало массового «хождения в народ» относится к середине 70-х годов. Переодевшись в крестьянскую одежду, под видом плотников, кузнецов, мелких торговцев и т. п., революционная молодежь двинулась в деревню.
Но у интеллигенции не нашлось общего языка с крестьянством. «Хождение в народ» успехом не увенчалось, и ставка на крестьянскую революцию оказалась проигранной.
Что послужило причиной этого поражения народничества? Русские народники ошибочно считали, что главной революционной силой является не рабочий класс, а крестьянство, что власть царя и помещиков можно свергнуть путем одних лишь крестьянских «бунтов». Народники не знали рабочий класс и не понимали, что без союза с рабочим классом и без его руководства одни крестьяне не смогут победить царизм и помещиков. Две особенности наиболее типичны для литературы этого десятилетия: рост прогрессивных настроений русской интеллигенции и усиление роли писателей-разночинцев. Литература этого времени продолжает оставаться активным фактором общественной борьбы.
В литературе этого десятилетия нужно отметить. прежде всего целую группу писателей, в творчестве которых наиболее ярко отразились народнические идеалы и настроения 70-х годов. К этой группе относятся Г., И. Успенский, Н. И. Наумов, С. Каронин, Н. Н. Златовратский, А. О. Осипович-Новодворский, С. М. Степняк-Кравчинский и др.
Самым талантливым и крупным представителем этой группы был Глеб Успенский. Успенский выступил в литературе в начале 60-х годов как бытописатель ремесленников, мещан и мелкого провинциального чиновничества. Возбуждение, охватившее русскую интеллигенцию в связи с «хождением в народ», увлекло и его. В 70-х годах Успенский тоже едет в провинциальную глушь, живет в Новгородской и Самарской губерниях и внимательно присматривается к жизни крестьян. Непосредственное знакомство с народным бытом дает писателю большой и ценный материал для изображения сложных процессов, происходивших в пореформенной деревне.
В конце 70-х и в начале 80-х годов появляются серии очерков Успенского из деревенской жизни: «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли».
Тематика этих очерков чрезвычайно разнообразна. В них Успенский рассуждает и о той «таинственной силе», которая определяла крестьянское мировоззрение, и о тяжелом положении безлошадного бедняка-крестьянина, и о моральном разложении провинциальной интеллигенции, и о проникновении капитала в хозяйственную жизнь деревни и т. п. Очерки Успенского в период усиленного изучения русской интеллигенцией быта и настроений мужика пользовались большой популярностью. Успенский был далек от идеализации деревни. Умный и вдумчивый наблюдатель, он подошел к деревенскому быту с бесстрашием реалиста, не боясь делать выводов, противоречивших теории народничества. Он ясно видел, что капитализм разрушал деревенские устои — общину, «мир», патриархальную психику крестьянства — и что остановить шествие капитала нельзя.
Трагедия народнического движения, вынужденного признать крушение своих иллюзий, прозвучала в его произведениях с особенной силой. Эта трагедия надломила здоровье и самого Успенского, доведя его до психического расстройства. Последние годы своей жизни он провел в лечебнице для душевнобольных.
В ряду русских художников слова Успенский занял почетное место как выдающийся мастер очерка. В поэзии 70-х годов ведущая роль по праву принадлежала Н. А. Некрасову. В эти годы появляется его поэма «Кому на Руси жить хорошо», з которой с большой художественной силой нарисована тяжелая жизнь крестьянства в пореформенный период.
В то же время поэт указывал и на основную задачу, стоящую перед интеллигенцией, — революционную борьбу за дело народа.
Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжает в своем творчестве линию разоблачения эксплуататорских классов. Это находит выражение в его романе «Господа Головлевы». Показ в этом произведении вырождения дворянства в условиях упорной борьбы дворянства за свои старые права и привилегии был в 70-х годах политически чрезвычайно важен. В 70-х годах выступает со своим романом «Анна Каренина» Л. Н. Толстой.
Лев Толстой был далек от взглядов разно чинно-демократической интеллигенции. Тем не менее он своим особым путем подошел к вопросу, волновавшему в то время интеллигенцию,- к вопросу о судьбах крестьянства. Ставя этот вопрос в связь со своими мучительными раздумьями о смысле жизни и о положении дворянства, Толстой вплотную подходит к проблеме «мужика» в романе «Анна Каренина». Герой этого романа Левин разрешение своих идейных противоречий находит в словах мужика Фоканыча, осветившего ему глубокий смысл
Ответ таков: от властных, богатых мерзавцев, подобных князю Валковскому. Это противопоставление двух общественных групп в романе дает автору возможность выразительно нарисовать социальные контрасты капиталистического Петербурга с его нищенскими углами, с одной стороны, и аристократическими особняками — с другой.
Значение творчества Некрасова для русской литературы